Минарет – что такое? Происхождение, история и особенности архитектурных форм. Интересные факты об истории минаретов мечетей Мечеть с двумя минаретами

Снова и снова, изо дня в день, пять раз за сутки над городами исламского мира разносится голос муэдзина, призывающего мусульман обратиться к Аллаху с молитвой. Чем больше город – тем больше мечеть, чтобы вместить всех верующих. И, соответственно, тем выше минарет, чтобы призыв муэдзина дошел до ушей всех, кто их имеет.

В переводе с арабского «минарет» означает «маяк». Это наследие прошлых веков, когда на минаретах прибрежных городов с наступлением сумерек зажигали огонь. Ориентировавшись по ним, капитаны кораблей выбирали правильный курс к гавани. А в первые десятилетия после возникновения ислама минаретов не было вообще. Предполагают, что впервые ими обзавелась мечеть Амр ибн Аса в Эль-Фустате, одном из крупнейших средневековых городов, историческом предшественнике нынешнего Каира.

Конструкция минарета проста: это башня, внутри которой находится винтовая лестница. Войдя в минарет, муэдзин поднимается по лестнице на самый верх и выходит на балкон, называемый шараф. Небольшие минареты имеют один шараф, минареты повыше – два, самые высокие – три шарафа.

Различные архитектурные стили внесли свою лепту в конфигурацию минаретов разных мусульманских стран. Если минарет имеет круглое сечение в поперечнике, шлемообразный купол и как правило один шараф – он находится в Иране либо Ираке. В Турции распространены минареты с более узким сечением, чем в Междуречье, и с наконечником в форме конуса. Квадратное же сечение минаретов характерно для стран Северной Африки. Есть даже минареты в модернистском стиле – таких немало появилось в последние десятилетия в Европе.

Эталон турецкой мечети – Селимие – можно увидеть, если посетить город Эдирне. Возведена она в XVI веке. Каждый из ее минаретов возвышается над землей на 80 метров. В каждом наверх к шарафам ведут три винтовые лестницы, причем каждая – к своему шарафу. Если муэдзины будут подниматься по этим лестницам одновременно, они не увидят друг друга – им будет мешать центральная опорная колонна, но они смогут переговариваться между собой.

Интересная история связана со всемирно известной мечетью Султанахмет – символом Стамбула и всей исламской архитектуры. Как известно, ее возвели в XVII веке с шестью минаретами. Но в то время такое количество минаретов имела только мечеть Харам Бейт-Уллах в Мекке, где находится святилище Кааба, а больше – никто. Начались ненужные разговоры: мол, султан Ахмет I тщится конкурировать с Меккой. Тот уже было принял решение снести один минарет. Но какой-то умный человек подсказал: зачем разрушать, если можно созидать? Так Султанахмет сохранила все свои мечети, а Харам Бейт-Уллах обзавелась седьмым минаретом.

Другая интересная история касается не менее знаменитой стамбульской мечети Сулеймание. У нее «всего» четыре минарета, но один (какой – неизвестно) поистине драгоценный. Существует история, что однажды строительство мечети по каким-то причинам приостановилось. Спустя некоторое время правивший тогда султан Сулейман Гануни получил от сефевидского (современный Иран) шаха Тахмасиба I шкатулку с драгоценностями и упреками по поводу остановки строительства. В гневе султан велел позвать архитектора Синана и приказал ему использовать драгоценности как строительный материал. Сказано – сделано: раствор, в котором замешали драгоценности, пошел на возведение одного из минаретов. Говорят, тот еще несколько лет так и сверкал на солнце…

Иранский город Исфахан знаменит усыпальницей XIV века Минар Джомбан и ее двумя минаретами. Сюда постоянно съезжаются туристы, чтобы увидеть настоящее судо. Специально нанятые служители каждые полчаса принимаются… раскачивать правый минарет, что требует немалых физических усилий. И минарет в самом деле раскачивается. Но вслед за ним точно так же начинает раскачиваться и левый! Под аккомпанемент звона висящих на них колокольчиков. Секрет конструкции минаретов не разгадан до сих пор. А причина, почему визирь всесильного шаха Аббаса Шейх Бахаи задумал именно так, лежит на поверхности: Исфахан расположен в одном из самых сейсмических районов планеты.

Поражает воображение находящийся в Дели минарет Кутб-Минар – самый большой в мире, возведенный исключительно из кирпича. Башню высотой 72 метра начали строить еще в начале XII века, а закончили только к середине XV века. Минарет состоит из пяти ярусов, и на самом нижнем на кирпичных стенах вырезаны суры из Корана. Причем кирпичи в этом ярусе делались из песчаника, а на двух самых верхних – из мрамора.

Современная жизнь внесла свои коррективы и в устройство минаретов. Теперь муэдзину в большинстве случаев нет надобности подниматься на шараф – там установлены четыре динамика, по одному на каждую сторону света, которые транслируют призыв на всю округу. А самый высокий 200-метровый минарет в городе Касабланка (Марокко) оборудован специальным световым устройством, и когда приходит время молитвы, лазерный луч указывает правоверным точное направление на Каабу в Мекке, куда и следует обращаться, вознося хвалу Аллаху.

Минарет исламского центра в Сербии - 77,5 м

При финансовой поддержке верующих мусульман из Люксембурга, Германии, Швеции, США, Австралии и других частях мира, в селе Delimeđe построили Исламский центр – мечеть, с двумя самыми высокими в Евразии минаретами - 77,5 м., и одной из самых высоких в мире. На строительство Исламского центра, куда входит мечеть и другие службы, было собрано свыше 1 млн евро.

Для сравнения: минарет мечети Fitja в Стокгольме составляет 32 м4 минарет сравнительно новой мечети «Сердце Чечни» в Грозном составляет 62 м в высоту и минарет знаменитой мечети Кутуб в Нью-Дели - высотою 72,5 м. Самый высокий минарет Центральной Азии - в Бухаре - 47 м.

В поднебесье

Мечеть с самыми высокими в Евразии минаретами возведена в небольшом селе Делимедже, в общине Тутин, где всего 88 дворов и тремя сотнями взрослых жителей. Минареты, построенные в 2009 году, отняли пальму первенства у построенного в 2008 году исламского центра «Сердце Чечни» в Грозном, чьи минареты скромнее в высоте – 62 метра.

Архитектор минаретов в Делимедже Мухарем Крушко из Маглая, бывший строитель, работавший в Хорватии, за свою жизнь он построил 230 минаретов, в основном в послевоенной Боснии и Герцеговине, являясь своеобразным мировым рекордсменом. Первый минарет Крушко построил еще в 1966 году в Глухой Буквице.

Абсолютный рекордсмен по высоте минарета – мечеть Хасана II в Касабланке в Марокко высотой 210 метров, однако иранцы планируют построить в Тегеране минарет высотой 230 метров.

Мечеть Пророка Мухаммада (с.а.с.)

О минаретах

Различаются два основных типа минаретов: четырехгранные (Северная Африка) и круглоствольные (Ближний и Средний Восток). Минареты украшались узорной кирпичной кладкой, резьбой, глазурованной керамикой, ажурными балконами (шерефе).

Малые мечети обычно имеют один минарет (или не имеют вообще), средние - два; в больших султанских мечетях в Стамбуле было от четырех до шести минаретов. Самое большое количество минаретов, десять, у мечети пророка в Медине.

Муэдзи́н (араб. مؤذن‎‎) - призывающий мусульман на молитву.

О происхождении призыва на молитву (азан или нида) существует несколько версий. Согласно одной, традиция призыва на молитву возникла ещё до переселения Мухаммада в Медину (хиджра). Согласно другой - после переселения, примерно во втором году хиджры. Первый муэдзин, абиссинец Билял ибн Рабах, сначала зазывал людей на молитву на улицах, и лишь спустя некоторое время для этого стали использовать самую высокую точку в городе. Существовали и региональные способы призыва: в Фесе (Марокко) на минарете укрепляли знамя, а в темное время - зажигали лампу.

Глагол «азана» по-арабски означает «кричать на публике» - гласит Википедия. Муэдзин помощник имам-хатыба, он должен читать азан и тасбих. Время, когда муэдзин зовет к молитве, строго определяется законами ислама, и в этом есть глубокий смысл, заложенный многовековыми традициями.

Зимние дни года гораздо короче летних, поэтому зимой утренняя молитва мусульманина будет намного позднее, а ночная гораздо раньше, чем летом. В настоящее время муэдзин уже не поднимается на минарет, а его голос транслируется установленными на минарете динамиками.

Минарет Fittja Mosque в Стокгольме

Древние мечети и минареты отражали национальные культурные отличия мусульман. Заслуга мусульман в культурно-религиозном историческом контексте огромна. Последователи ислама строили великолепные исламские храмы, источающие благодатный свет. Веками в них создавалась атмосфера человеколюбия.

Далекие предки понимали, что мечети строятся на века, и что за исламской религией – будущее. В мечетях заключен духовно-нравственный код Ислама и сила Всевышненого (не случайно соблюдается традиция - в мечеть входить без обуви).

Современное культура строительства мечетей унифицирована, на облик здания и стилевое решение влияют многие факторы. В черте города Пятигорск суд по иску власти приказал демонтировать минареты двух мечетей. Пятигорск – курортный город, входящий в туркластер СКФО. И что запомнится туристам, глядя на пятигорскую мечеть без минарета на фоне гор?

Россия – это не маленькая Сербия, которая заботится об имидже страны, с населением - 7 186 862 человека, из них мусульман - 239 658 (3,2 %). В России – двадцать миллионов мусульман, благодарных за минареты.

Светлана Мамий. Москва

Только проследив историю развития и архитектуру строения, можно понять, минарет - что такое и почему он играет такую важную роль для религии ислам. Ведь еще в доисламские времена были известны похожие строения, но именно у правоверных они закрепились и используются.

Происхождение слова и его значение

Наиболее часто значение этого слова используется в архитектуре. Если говорится о строении, то на вопрос о том, минарет, что такое, можно ответить, что это высокая башня с площадкой наверху, с которой призывают всех правоверных на молитву муэдзины. Сооружаются эти башни рядом с мечетями, создавая особую композицию. Над каждым мусульманским городом или поселком возвышается он, силуэт его сложно спутать с каким-либо другим.

Само слово ведет своё происхождение от арабского "манара", что дословно переводится как маяк или башня. Играет большую роль минарет в исламе, потому что время намаза (молитвы) у мусульман зависит от восхода и заката солнца и изменяется. Запоминать каждый день и следить по часам, когда придет время воздать хвалу Аллаху, сложно, да и можно перепутать, но именно с балкона этого строения призовет муэдзин и напомнит, что пришло время.

Архитектурные виды и история развития

По внешнему виду минареты встречаются двух типов:

  • с круглым сечением;
  • четырехугольные.

И если проследить историю развития, то построенные раньше имели либо пандус снаружи, для поднятия на площадку, либо веревочную лестницу. Сейчас уже такие не строятся, а внутри сооружения располагается лестница, чаще всего винтовая. Снаружи минареты украшали, и продолжают делать это сейчас, ажурной кладкой, резьбой, балконы делают ажурными, обкладывают глазурью.

Красота архитектуры мечетей не поддается описанию, особенно построенных ранее, но те, кто никогда не были в мусульманских странах, слабо представляют минарет, что это такое. Фото, конечно, не сможет передать все величие, но даст общее представление.

В мире можно встретить мечети с одной, двумя и большим количеством минаретов. Самое большое количество - 9, у мечети Аль-Харам, построенной в Мекке. А почему их разное количество? Это связано с размерами самого строения. У маленьких - один, у средних - два. Султанские же мечети имеют от 4 до 6.

В Самарре (Ирак) увидев Аль-Мальвию, вы не сразу поймете, что перед вам минарет. «Что это такое?» - будете спрашивать вы, уж очень необычна она. Сделана в форме усеченного конуса и со ступеньками винтового пандуса, идущего снаружи. Мало чем напоминает минареты, которые привыкли видеть обычно.

Пытаясь понять, минарет - что такое и почему играет такую важную роль у мусульман, выдвигались разные теории. Одна из них - это наследие происходит от одного из чудес Света - Александрийского маяка, имевшего похожее строение. Хоть оно и не дошло до наших дней, но его видели египетские архитекторы времен правления Мамлюка и просто переняли. Но это объясняет только происхождение четырехугольных минаретов.

Теория происхождения минаретов с круглым сечением следующая: в Риме воздвигались колонны в честь значимых побед. С круглым сечением минарет, что это такое, как ни символ победы ислама. Такие постройки характерны для Афганистана и Ирана. Естественно, что речь идет не о современных строениях.

В издательстве

Еще одним подтверждением того, что в мусульманской религии играет значимую роль строение минарет, является выпуск журнала с одноименным названием. Журнал «Минарет» - что такое? Это издание, предназначенное для представителей религии и интеллигенции. В нем можно найти истории из жизни исламских деятелей, их высказывания и труды, раскрывающие всю суть религии. Такую информацию будет интересно получить каждому мусульманину, стремящемуся быть образованным.

Во сне

Хотя в целом понятие имеет больше архитектурное значение, но и те, кто занимается астрологией и гаданиями, не обделили вниманием это понятие. В сонниках также можно найти толкование: «Минарет, что такое увидеть его во сне?»

Само здание означает человека, который стремится объединить других на благое дело. Если минарет разрушен, то человек умрет и про него даже не будут вспоминать. Увидеть во сне пятничную соборную мечеть - напоминание вернуться к вере, а упасть внутрь минарета означает, что удача отвернулась от сновидца.

Напоследок, хотелось бы рассказать одну историю для скептиков, которые не верят в вещие сны. Один никому не известный землемер увидел во сне, что поднимается он на высокий минарет из дерева и призывает к молитве верующих. Толкователь задумался и предсказал, что быть сновидцу наместником, придет к нему в скором времени почет и могущество. Через короткое время стал тот, кто видел сон, наместником Балха, и это исторический факт.

Слова является воплощением всей исламской архитектуры. Эта башня - самый броский элемент сооружения, главное, что даёт понять неопытному туристу, что перед ним именно мечеть. Тем не менее декоративная, архитектурная функция - это не главное в минарете, важно его функциональное назначение.

Что означает минарет? Основные теории его происхождения

Слово «минарет» происходит из арабского термина «манар», что в переводе означает «маяк». Название, как мы можем заметить, символическое: минарет, как и маяк, создан для того, чтобы оповещать. Когда появились первые минареты в прибрежных городах, на их вершинах зажигали огни, дабы указать кораблям путь к бухтам.

Приблизительно 100 лет назад египтолог Батлер высказал предположение, что каирских минаретов эпохи Мамлюков, представляющий собой башню из нескольких разноразмерных пирамид, поставленных одна на другую, являет собой ретроспекцию Александрийского маяка - общепризнанного архитектурного чуда античного мира.

К сожалению, до современников дошло лишь описание Фароса Александрийского. Тем не менее доподлинно известно, что маяк был цел в то время, когда в Египет вошли арабы, так что гипотеза о заимствовании у него архитектурных форм вполне правдоподобна.

Некоторые исследователи полагают, что минареты - архитектурные наследники зиккуратов Междуречья. К примеру, любой, кто знаком с формой зиккурата, может проследить его сходство с 50-метровым минаретом Аль-Мальвия в Самарре.

Также одной из теорий происхождения формы минаретов является заимствование их архитектурных параметров у церковных башен. Такая версия относится к минаретам квадратной и цилиндрической формы сечения.

Назначение минаретов

Именно с минарета каждый день доносится призыв на молитвы. При мечети есть специально обученный человек - муэдзин, в должностные обязанности которого входит ежедневное пятиразовое оповещение о начале молитвы.

Для того, чтобы взобраться на вершину минарета, а именно на шараф (балкон), муэдзин идет ввысь по винтовой лестнице, находящейся внутри минарета. Разные минареты имеют различное количество шарафов (один-два, либо 3-4): высота минарета является параметром, определяющим их общее количество.

Так как некоторые минареты очень узкие, кругов у этой винтовой лестницы могло быть бесчисленное количество, так что подъём по такой лестнице становился целым испытанием и порой занимал часы (в особенности, если муэдзин был стар).

В нынешнее время функции муэдзина более упрощены. Ему более не нужно взбираться на минарет. Что такое произошло, спросите вы, что так изменило исламские правила? Ответ предельно прост - технический прогресс. С развитием технологий массового оповещения всю работу за муэдзина начал исполнять громкоговоритель, установленный на шарафе минарета: 5 раз в день на нем автоматически проигрываются аудиозаписи азана - призыва к молитве.

История строительства минаретов

Самая первая мечеть с башнями, напоминающими минареты, была возведена в Дамаске в 8-м веке. Эта мечеть имела 4 невысокие башни квадратного сечения, практически неотличимые по высоте от общего Каждая отдельно взятая башня этой мечети отдалённо напоминала минарет. Что такоеобозначали эти башенки, оставшиеся от ограждения римского стоявшего ранее на месте этой мечети, доподлинно не известно.

Некоторые историки полагают, что эти римские башни не убирались, потому что были использованы в качестве минаретов: с них муэдзины призывали мусульман на молитву. Чуть позднее над этими осевшими башнями были возведены еще несколько пирамидальных верхушек, после чего они стали походить на минареты эпохи мамлюков вроде тех, что в Самарре.

Затем сложилась традиция, согласно которой, лишь султан мог строить при мечети более, чем один минарет. Сооружения, что строились по приказам правителей, были вершиной архитектурного Для упрочения своей правящей позиции султаны не скупились на отделку и материалы, нанимали лучших зодчих и отстраивали мечети с таким количеством минаретов (6 и даже 7), что иногда не было уже физической возможности достроить ещё один минарет. Что такоемогла значить подобная масштабность, пышность, неумеренность в строительстве мечетей и минаретов, нам может наглядно показать следующая история.

Когда строилась мечеть Сулеймание, по неизвестным причинам произошёл длительный перерыв. Узнав об этом, сефевидский шах Тахмасиб I вознамерился подтрунить над султаном и отправил ему шкатулку с драгоценными камнями и украшениями, дабы на них он смог продолжить строительство.

Султан, рассвирепев от насмешки, приказал своему зодчему раздробить все драгоценности, замесить их в строительный материал и построить из него минарет. Согласно некоторым косвенным записям, этот минарет мечети Сулеймание еще очень долго переливался всеми цветами радуги на солнце.

Конструкция минаретов

Минарет как элемент мечети создаёт вместе с ней единый, неразрывный архитектурный комплекс. Существует несколько основных элементов, образующих минарет. Что такое представляют собой эти элементы в визуальном плане, можно увидеть почти в любом комплексе мечети.

Башня минарета устанавливается на прочном фундаменте из гравия и закрепительных материалов.

Вдоль периметра башни имеется навесной балкон шерефе, который, в свою очередь, опирается на мукарны - декоративные выступы, служащие поддержкой балкона.

На самом верху минарета располагается цилиндрическая башня Петек, на которую водружен шпиль с полумесяцем.

В основном минареты выполняются из тесаного камня, ибо это наиболее стойкий и долговечный материал. Внутренняя же устойчивость строения обеспечивается за счет укрепленного лестничного колодца.

Как хотите, но есть в этих минаретах что-то такое, что намного превышает стремление готической архитектуры освободиться от материальности и устремиться как можно выше к небу, туда, где «обитают бог и ангелы, где находится рай». Возводят предельно узкий цилиндр из белоснежного камня, внутри его нарезают узенькую спираль и посылают по ней наверх глашатая, чтобы тот с резного балкона мечети прославлял пророка и дрожащим своим голосом призывал верующих на небо, куда они могут попасть, если будут готовы отдать за веру даже собственную жизнь.., Из истории нам известно, что таких охотников было несчетное количество.

В юго-восточном углу Ая-Софии нам показали странное пятипалое пятно на колонне. Это якобы отпечаток руки султана Мехмеда II, покорителя Византийской империи. И как только удалось султану забраться на такую высоту! Ведь отпечаток находится на уровне шести метров от подножия колонны!

Говорят, что он въехал в Храм божьей мудрости, который был заполнен трупами его солдат и солдат побежденных византийцев, в день взятия Константинополя. Конь, шагавший по трупам, испугался и встал на дыбы. И сегодня туристам показывают след на том месте колонны, о которое он оперся своей окровавленной рукой, чтобы не упасть...

Символика цифр

Вступив в прославленную мечеть Сулеймание, мы сразу почувствовали себя так, будто очутились в середине шестнадцатого века. Именно так, вероятно, выглядела эта мечеть году в 1557, незадолго до окончания строительства, когда убрали леса, подпиравшие свод. Именно так выглядела она теперь, увешанная паутиной лесов, которые закрывали орнаменты, имена халифов и сложные рисунки замысловатого арабского письма. В мечети было темно: деревянная паутина преградила доступ солнечным лучам, но во дворе они обжигали смуглые спины рабочих, обтесывавших камни, которые предназначались для ремонта этого ценного памятника архитектуры.

Мечеть носит имя самого прославленного турецкого султана Сулеймана Великолепного, османского Соломона. Она должна была стать духовным центром всей империи, поэтому прилегающие к мечети здания заняли средняя школа и медицинский факультет. Сулейман даже распорядился построить здесь больницу и столовую для бедных студентов.

А чтобы придать надлежащую пышность своему творению и снаружи, он велел возвести вокруг мечети четыре минарета. На двух из них по три балкона, остальные третьих балконов лишены. Эта символика цифр не случайна. Тем, что минаретов было четыре, Сулейман хотел подчеркнуть, что он четвертый из владевших Стамбулом. Десять же балконов должны были провозгласить миру, что он десятый султан из Османской династии.

Балконы, потускневшие от времени, нуждаются в ремонте. У подножия одного из этих каменных «карандашей» уже начинают натягивать паутину лесов, чтобы каменотесы смогли добраться к кринолинам балконов иным путем, чем путь муэдзинов.

Возлюбленные Ахмеда и барокко Праги

Что это было: глухота или хитрость архитектора султана Ахмеда, которая вызвала негодование мусульманской духовной иерархии и чуть не привела к расколу между Меккой и Стамбулом?

Причина этой религиозной перипетии кроется в схожести звучания двух турецких слов — «ал-ты» и «алтын». Первое означает «шесть», второе - «золото».

Архитектор уходил от Ахмеда с приказом построить роскошную мечеть с «алтын» минаретами, сооружение, которое бы превзошло даже Ая-Софию. То была поистине нелегкая задача. Поэтому ничего удивительного не было в том, что, когда мечеть была готова, средств на постройку «золотых» минаретов не оказалось. Тогда архитектор возвел вокруг выстроенной им мечети четыре минарета, а в углу просторного двора перед мечетью поместил еще два. Таким образом, всего их оказалось «алты» - шесть.

Задание было выполнено целиком, за исключением только одной мелочи - последней буковки в слове «алтын». Но именно поэтому духовенство подняло страшный крик, обвинив Ахмеда в святотатстве. Ведь святейшая мечеть в Мекке имела только пять минаретов, и вдруг в Стамбуле появляется мечеть с шестью минаретами!

Чем все это кончилось, известно. Ахмед капитулировал, но, вместо того чтобы разрушить два великолепных минарета своей мечети, он согласился построить еще два в Мекке, и, таким образом, Мекке снова стала принадлежать пальма первенства.

Ныне эта шестиминаретная мечеть именуется Синей, и, поверьте, она самая прекрасная среди всех в Стамбуле. И не только своими шестью минаретами, вознесшимися ввысь, но и чистотой стиля, удивительными пропорциями внутренних помещений и захватывающей синевой плиток, которыми вымощен пол мечети. В миграб, молитвенную нишу в фасаде мечети, вкраплен кусочек черного святого камня из Кааба в Мекке. Поэтому именно в Синей мечети совершались самые торжественные богослужения в присутствии султанов, поэтому именно здесь всегда отмечались дни рождения пророка. Сквозь двести шестьдесят разноцветных окон в синеву мечети проникает радужный свет, который по торжественным праздникам соперничает с искусственным освещением, бьющим из стеклянных колокольчиков, сотнями развешанных внутри храма.

Не могу ли я вам чем-нибудь помочь? - раздается вдруг рядом голос. Этот вопрос задан сперва по-немецки, вслед за тем по-английски и, на всякий случай, по-французски. Человек лет тридцати, с элегантными холеными усиками стоит, почтительно склонившись, с услужливостью профессионального чичероне и ждет, когда мы обратим на него внимание.

Но он быстро понял, что от нас ему ничего не перепадет, что когда человек занят съемками, то у него нет времени, чтобы выслушивать рассказ о том, сколько плиток покрывает пол мечети, кто их изготовил и как именовались возлюбленные Ахмеда.

Узнав, что мы из Чехословакии, он оживился и на ломаном чешском похвастался, что «пишет с Прагой».

Пражское радио послало мне книгу, которую я просил, «Храмы Праги в стиле барокко». Но я ее не получил. Я написал снова. Мне сообщили, что книга отослана заказной бандеролью и что на всякий случай мне посылают вторую. Но и эту я не получил.
Он опасливо осмотрелся и зашептал:
- Эти пропажи на совести турецкой полиции. Они боятся коммунизма.
- Sorry (извините), - произнес он вслед за этим уже по-английски, - и направился к группе туристов, остановившихся у входа и задравших головы к куполу. На них были пестрые рубашки, и можно было не сомневаться, что они американцы.

Чаепитие на могиле

Если затоскуешь по тишине и интимной обстановке, если захочешь отдохнуть от дикого рыка улиц, беги в самый конец Золотого Рога, в очаровательную мечеть Эюп. Здесь ты найдешь не только удовольствие от хрупкой орнаментики и пастельно-зеленых ковров, которыми устлан каждый уголок мечети. В гробовой тишине раздается воркование голубей, нашедших себе приют на стропилах и в нишах. Здесь никто на них не кричит, никто не отгоняет голубей, когда они влетают через открытые ворота со двора, где у фонтана омывают губы и стопы набожные паломники, пришедшие в святейшую стамбульскую мечеть. На ковре лежит разбитое голубиное яйцо, выпавшее из гнезда. Никто здесь его не отшвыривает ногой, никто из посетителей не топчет, не пачкает мягкого ковра. Разве только вечером, когда сторож проводит последнего паломника и запрет вход, он бережно соберет остатки голубиного яйца и вынесет их за мечеть, под развесистые платаны. Под сенью их находится могила Эюпа, знаменосца Мехмеда, павшего здесь в 670 году во время первой осады Константинополя. Ограда его могилы за минувшие века зацелована так, что у окошка, через которое виднеется высокий тюрбан, в медной доске образовалось углубление.

Еще несколько лет назад эти святые места не смело видеть око неверующего. Сегодня сюда каждую пятницу приходят туристы, чтобы взглянуть на многотысячную толпу верующих, убежденных, что здесь исполнятся все их желания...

От мечети Эюпа поднимается узкая дорога, ведущая на склон над Золотым Рогом. И снова могилы, могилы, словно мало их вдоль четырнадцатикилометрового крепостного вала на западе Стамбула, словно мало их здесь, на северных и южных склонах, над Золотым Рогом, среди домиков рабочих, среди спортплощадок и садов!

Хоронить здесь продолжают и по сей день. Сразу же за зеленой оградой у дороги лежит мраморная плита и мраморный тюрбан - знак того, что здесь похоронен мужчина. Тюрбаны чередуются с бутонами роз и веерами, высеченными из камня. Они говорят о том, что здесь похоронены женщины.

Некоторые могилы буквально повисли в воздухе. Плита вот-вот сорвется, она подрыта, потому что вверх по склону пробивает себе дорогу новый век. Электрический кабель, что здесь укладывают, вскоре вытеснит масляные каганы. Их отнесут на барахолку, а вместо них появятся электрические лампочки.

На бетонном плацу солдаты выстраиваются в ряд, какой-то ефрейтор бьет их по пяткам, выравнивая ряды. Овечка взбирается на могилу и обгладывает на ней ромашки и при этом блеет от удовольствия. Чуть дальше еще несколько овец окружили пастушонка со свирелью. Вот он остановился и наигрывает царьградские пасторали барану, улегшемуся у его ног.

Поодаль стоит деревянное строение - знаменитая кофейня Пьера Лоти. Перед нею за круглыми столиками сидят люди и задумчиво смотрят вниз, на полуторамиллионный муравейник, на минареты и трубы пароходов, которые завтра на рассвете выйдут в открытое море.

Вот из кухоньки выбежал мальчонка лет десяти. В руке его на четырех цепочках раскачивается поднос с тремя пузатыми стаканами чая. Чай заказали трое молодых людей, спокойно восседающих на могильной плите и любующихся закатом солнца.

Мелодии Стамбула

Тысяч шесть такси гоняют сегодня по Стамбулу. Половина всего автомобильного парка столицы. Они определяют ритм движения и колорит полуторамиллионного города на берегу Золотого Рога, придают ему характер, который можно выразить одним словом: столпотворение. Если сюда поставить регулировщиков, привыкших к нормальному движению, то спустя час они снимут свои белые перчатки, плюнут на все и уйдут. Здесь ездят по праву сильного: кто - кого. Обгонять можешь как тебе угодно, выбери только удобный момент, чтобы втиснуться в щель между машинами, раздвинь бампером соседей и езжай. На собственный страх и риск.

Турецкие шоферы страдают страстью к звукосочетаниям. Обычные звуковые сигналы их не удовлетворяют. Их клаксоны наигрывают различные мелодии, напевают, воют на манер пожарной сирены, издают звуки, которые ничем не отличаются от гудков паровоза. Не раз нас пугали подобные сигналы, и мы с ужасом ожидали, что вот-вот откуда ни возьмись выскочит поезд. По неписаному закону турецких дорог при разъезде и обгоне шоферы приветствуют друг друга замысловатыми мелодиями.

Правда, на улицах Стамбула такой «цирк» не разрешен, поэтому на перекрестках шоферы довольствуются тем, что кричат друг на друга, стучат ладонью по обшивке, если хотят подогнать пешехода.

Есть у турецких шоферов и другая страсть. Они украшают свои машины не только различными талисманами, но также именами и надписями. Самая распространенная надпись на автобусах - «Машааллах!» - «Храни меня бог!». Эта просьба как нельзя лучше характеризует «основной закон» уличного движения: жми на газ, а все остальное пусть происходит по воле божьей!

Любят шоферы и обильное освещение. Мы видели такси и автобусы, бамперы и кабины которых были увешаны разноцветными лампочками, как новогодние елки.

Архитектура и жилищный вопрос

Было бы несправедливо утверждать, что Стамбул - это сплошь, трущобы, лавки и мечети. Значительную часть города занимают каменные жилые дома, которые постепенно заменяют деревянные.

И сегодня в Стамбуле много строят. На месте развалин вдоль вновь проложенных улиц, ведущих от центра за город, постепенно вырастают кварталы современных домов. И надо признать, что строятся они со вкусом. Архитекторы заимствуют образцы в Италии, в Соединенных Штатах, в Бразилии. Они не боятся ярких красок, новых форм, новых материалов.

В районе Бейоглу мы видели целую улицу новых домов, сверкающих со вкусом уложенной мелкой мозаикой, гармонирующей с соседними фасадами не только расцветкой, но и рисунком. В домах много балконов и террас. Не забыто и украшение декоративными цветами. В другом районе нам было приятно видеть, что бетонные плиты передней части балконов сделаны не в форме традиционного прямоугольника, а в виде трапеции, поставленной узкой своей частью на основание. Кроме того, каждая трапеция окрашена в свой цвет, как правило какой-нибудь веселый. Да и сами дома разноцветные - светло-зеленые, оранжевые, небесные, нежно-розовые. Фасад такого дома улыбается вам уже издали. Никакой мрачности казарменного стиля и невыразительной серости. Представьте себе, как здесь отдыхает глаз!

Все это хорошо, ну, а как обстоит дело с квартплатой? Ответ на этот вопрос не столь радостен. Четырех-пятикомнатная квартира (меньшие в коммерческих целях не строят, это невыгодно) обходится съемщику в 1 500 турецких лир в месяц. Трамвайщик в Турции зарабатывает в месяц три сотни лир, квалифицированный рабочий - от четырехсот до восьмисот.

Тем самым мы ответили также и на вопрос, как часто в такие современные дома въезжают семьи рабочих.

Маленький ресторанчик на Босфоре

Еще во времена древней мифологии ревность к своим соперницам была отличительной чертой женщин.

Этим свойством отличалась и Гера, жена Зевса, которая отомстила Ио, возлюбленной Зевса, тем, что превратила ее в корову в тот самый момент, когда та плыла от берега одной части света к берегу другой части. Первой частью света была Азия, второй - Европа, водное пространство между ними с тех пор стало называться Боспорос - Босфор, или в переводе с греческого - Коровий брод.

Мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре, в самой узкой его части, неподалеку от крепости Румели Хисары. Это знаменитая крепость. В 1452 году три тысячи рабочих строили ее днем и ночью, чтобы успеть закончить строительство за четыре месяца, как приказал султан Мехмед II.

За полтысячелетия прогресс шагнул настолько, что наследники Османской империи раздумывают теперь над тем, как снова соединить два материка, которые отделились друг от друга сотни тысяч лет назад. Они проектируют строительство моста между Европой и Азией длиною в семьсот и высотою в семьдесят метров с таким расчетом, чтобы под ним могли проходить самые большие морские суда. В дальнейшем мост должен соединиться с автострадой, огибающей предместье Бейоглу, и за мечетью Эюпа, пересекающей Золотой Рог, подключиться к другой автостраде, ведущей в Эдирне, к болгарской границе. Так вот, мы сидим в маленьком ресторанчике на Босфоре. Над проливом раскинулась тихая ночь. С открытой террасы доносится арабская музыка. Под нами сквозь ночь проносится полицейский сторожевой катер, шарящий прожекторами по поверхности воды, прощупывая азиатский и европейский берега, и скрывается где-то за гирляндами соседних дансингов. Прямо под стеною террасы остановилось такси. Мотор вот-вот заглохнет. Он некоторое время немощно кашляет и затем глохнет окончательно. Шофер спокойно высаживает пассажира, тот кивает коллеге неудачника и без ругани продолжает путь на его машине. Шофер заглохшего ветерана не принимает всю эту историю близко к сердцу. С фаталистической покорностью откатывает на руках машину в сторону, вытаскивает арбуз, разрезает его надвое. Только основательно подкрепившись, он вытаскивает инструмент и принимается за ремонт...

Ничего не скажешь, в этом тоже проявляется Азия - часть света, дразнящая нас гроздьями огней на недалеком противоположном берегу. Часть света, на землю которой нам предстоит завтра вступить. Часть света, которая на протяжении нескольких следующих лет будет для нас родным домом...

Перевод С. Бабина, И.Р. Назарова