Путешествие на машине по польше. Главные дорожные правила в Польше

Польский микс: 2-недельный маршрут от Кракова до Гданьска

Замки, пустыни, порты, маяки, пещеры, озера – это путешествие по югу и северу Польши оказалось ярким коктейлем из противоположностей, способных полностью изменить впечатление об этой стране!

Путешествия бывают разными, как и блюда: одни – пресные, другие – острые, третьи – экзотические. Рецепт нашего неповторим: дружная компания, на лету меняющиеся планы, желание новых впечатлений и, конечно, колоритная страна.

Всё началось с того, что мы решили навестить друзей, а заодно и разнообразить впечатления. Планы были грандиозные – проехать вдоль всего Балтийского побережья Польши на машине, посетив с десяток маяков, загорать на пляжах, открывать новые горизонты, потом увидеть Варшаву и ехать домой отдохнушими. Но планы имеют свойство меняться без ведома их владельцев. Поэтому по приезду к друзьям было решено отправиться не на север, а на юг – в Краков. Эта идея была единодушно одобрена, и мы отправились в путь на машине.

Юг. Бескиды. Краков

От до несколько часов езды, и вот мы на месте. Жилье арендовали через airbnb и, припарковав машину, пошли пешком к старому городу. Весь исторический центр по периметру окружён аккуратным парком с велосипедными дорожками и местами для отдыха в тени деревьев. Зашли мы в город со стороны Щепанской площади у Дворца искусств, и сражу же, попали на световое представление – множество фонтанов подсвечивались и создавали атмосферу праздника. Полюбовавшись светящимися струями, мы направились к сердцу Старого города – площади Рынок.

1 /1


Один и тот же город может быть абсолютно разным в зависимости от времени суток. Полюбоваться всеми его красотами в дневное время рекомендуем на познавательной экскурсии . Нас Краков встречал жёлтыми огнями фонарей в опустившихся на город сумерках, звуками джазового оркестра на Главном Рынке, стуком копыт и скрипом карет от экипажей. Разноголосая толпа туристов не спеша перемещалась по улицам, перетекая от одного ярко освещённого здания к другому. Мы тоже последовали их примеру и нырнули в Суконные ряды – центральное сооружение площади. Это историческое здание несколько раз преображалось и достраивалось при разных правителях, но всегда имело одно предназначение – торговля. Вот и сейчас здесь торгуют сувенирами и товарами народного промысла, от кожаных сумок до янтарных украшений. Разнообразие такое, что голова идёт кругом и всё хочется купить. Выйдя наружу, сразу перед глазами появится Мариацкий костёл с башнями, который ночью выглядит как старинный замок. На площади полно кафе и ресторанов, где обязательно нужно попробовать журек или пироги (то есть, вареники и какой-нибудь вкусный десерт). Вот так мы провели весь вечер, гуляя по узким улочкам старого города и рассматривая старинные дома.

На второй день мы отправились снова в старый город, но уже с северной стороны, где расположен Барбакан, некогда служивший защитным сооружением. Он был соеденён с городом мостом, теперь там находится филиал исторического музея. Вошли мы в город сквозь северные ворота и направились в центр. Днём Рыночная площадь выглядела совсем по- другому: ярмарка, раскинувшаяся почти на всей территории, шум, музыка изо всех кафе. Мы поспешили заглянуть внутрь Мариацкого костёла: для туристов есть отдельный вход, для прихожан отдельный. В храме многолюдно, но не шумно, много воздуха внутри – этот эффект создаётся высокими сводами, огромный центральный неф расписан как звёздное небо – на тёмно-синем фоне золотые узоры, свет льётся сквозь высокие окна, освещая всё великолепие и пышность. Если подождать, то можно увидеть, как открывают огромный алтарь резного дерева. Костёл впечатляющий, но на него обязательно нужно взглянуть и с другой стороны.

Поднимаемся по крутым ступеням городской Ратуши, заодно можно посмотреть экспозицию старинной одежды, которая выставлена на одном из этажей (Ратуша является филиалом исторического музея Кракова). Как таковой смотровой площадки нет, просто на верхнем этаже открыты окна, но виды всё равно прекрасные. Вся Рыночная площадь и костёл как на ладони, купола базилик, а внизу зонтики кафе и ярмарочные палатки выглядят как мозаика. Вдали виден Вавельский замок, как раз нам туда. А можно подробно узнать обо всех выставках, времени работы и адресах подразделений исторического музея Кракова.

1 /1

До Королевского замка от Рыночной площади идти порядка 10-15 минут по пешеходной улице Гродска, но нам спешить не хотелось, ведь на каждом шагу попадались какие-нибудь достопримечательности – например, костёл Андрея Первозванного – или просто красивые исторические здания. Сам замок – это целый архитектурный комплекс, включающий в себя около двух десятков сооружений, но основные, конечно, Королевский дворец и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава, над входом в который висят огромные кости, говорят, что мамонта. Вход на территорию замка и в собор – бесплатный, а во внутренние помещения, где находятся разнообразные выставки, нужно приобретать билет. Вавельский замок стоит на одноимённом холме на берегу Вислы и оттуда открывается прекрасный вид на современную часть города и реку. Кстати, спустившись вниз, можно прокатиться на круизном кораблике по реке с обзорной экскурсией, и это позволит взглянуть на город под другим углом.

Мы не случайно оказались в Кракове и именно в Вавеле, а потому, что это первый из 16-ти замков в цепи оборонительных сооружений. Так называемый Путь Орлиных гнёзд – маршрут, проходящий сквозь воеводства Малопольское и Селезию. Король Казимир III Великий возвёл эти замки для защиты границ и торговых путей. А такое причудливое название они получили из-за своего расположения на холмах и скалах, будто орлиные гнёзда. Чтобы не сбиться с пути и не пропустить ни одного замка, мы воспользовались сайтом и осмотрев первый замок, не теряя времени, отправились к следующему.

Познать все тайны и легенды Кракова можно на : почему дракон стал символом города, что нужно обязательно попробовать из местной еды и каким образом наказывали женщин в средневековье. Все ответы на вопросы узнаете там!

Замок Кожкев

В 13 километрах от Кракова близ маленького села Кожкев расположился замок. Он был возведён в 14 веке, отреставрирован, и в наши дни используется как место торжеств. В многочисленных залах проводятся свадьбы и различные мероприятия. В наш приезд как раз активно шла подготовка к свадьбе и один из залов со старинными гобеленами превратился в банкетный.

1 /3

Внутри во многих залах стены не оштукатурены, а оставлена голая кирпичная кладка и украшены рогами животных. Место очень колоритное, но замок может быть закрыт во время торжеств. На Кожкевский замок можно отвести 1- 1,15 и этого будет достаточно.

Ойцовский национальный парк и Ойцовский замок

К следующему замку, точнее, к его руинам мы прибыли уже во второй половине дня. Машину оставили на парковке, рядом кассы и информационный центр, где вам дадут карту и подскажут маршрут.

1 /1

Сам Ойцовский замок находится на высокой скале и большая часть его разрушена. До наших дней в хорошем состоянии дожили ворота и пару башен, остальное только в виде фундаментов и рвов, но вид со скалы открывается чудесный на изумрудные холмы и долину. В национальном парке есть несколько маршрутов, отличающихся длительностью и сложностью. Идя по асфальтированной дороге, встречаешь скалы удивительной формы, будто из земли вырастает плавник акулы или остриё ножа, у кого какие вызывают ассоциации эти причудливые изваяния природы. Самая известная скала – булава Геркулеса – 25 метровое скальное образование в окружении леса. Вход на тропу сквозь скальный каньон – узкий вход, раскрывающийся изумрудной долиной. Прекрасное место чтобы дышать полной грудью чистейшим воздухом и идти вперёд.

1 /1

В парке есть пещеры, но мы туда не стали спускаться, температура там не выше 16 градусов, а после жаркого дня и активного похода без тёплой одежды в них мы рисковали заболеть. Зато мы вышли на высокую обзорную площадку, откуда виден весь парк. На Ойцовский замок и парк стоит потратить 5-6 часов, чтобы не спеша прогуляться, а если спускаться к пещерам, то лучше оставить для него отдельный день.

Замок Рабштын

К вечеру мы добрались к городку Олькуш, что в 45 километрах от Кракова. Неподалёку располагалось село Рабштын с замком, следующим в нашем маршруте. Мы осмотрели руины замка, которые частично реставрированы.

1 /2

Башня-ворота в хорошем состоянии, на информационных табличках прочли, что внутри находится небольшой музей и проводятся разные исторические фестивали. На ночлег решили остановиться где-то поблизости. Оказалось, что местные жители сдают своё жильё туристам по невысокой цене. Мы поселились на втором этаже частного дома прямо под замком, а со двора были видны руины.

Меня разбудили комары, назойливо жужжа над ухом, спать я уже не могла и решила сходить прогуляться. Раннее утро, время до рассвета тихое-тихое, я вышла из дома и пошла по мощёной дорожке. Посёлок стоит в низине вокруг горы и лес, только небольшая поляна и пастбище у замка. Подошла к стенам, видно как туман поднимается с холодной травы, будто призрак, который боится света.

1 /3

С холма хорошо видны дальние горы и вот первые лучи солнца, сначала несмело, вкрадчиво, светят на замок, на лес, на посёлок, на поляну. Потом всё выше и выше оранжевый диск солнца поднимается над вершинами деревьев, всё ярче лучи, белые стены замка как бы просыпаются ото сна, роса блестит на свежей траве, туман поднимается над лесом, испаряется и таинственная дымка исчезает. Я никогда не встречала рассвет в горах, это было так просто и одновременно сказочно, что я ничуть не пожалела о раннем пробуждении.

Смолень

В Смолень мы приехали к обеду и сразу направились к замку. Вся территория в зелени и идти было приятно, хотя день был жаркий. Ещё совсем недавно Смолень был в упадке, но сейчас его реставрируют и можно пройти вдоль массивных стен крепости и посмотреть на окрестности с высоты, как и другие укрепления на пути Орлиных Гнёзд он находится на высоком холме. По каменной лестнице поднимаемся на башню, вполне вероятно, что раньше она была дозорной. Вид с башни во все стороны – замок доминирует над равнинами и небольшими холмами, поля как лоскутные одела, раскинулись кругом и только вдали видны предгорья укрытые лесом.

Во дворе замка есть глубокий колодец, а с противоположной стороны – подземелья. В своё время Смолень был неприступным укреплением, а теперь стал интересным местом с богатой историй и пышной природой. Для посещения и экскурсии достаточно 2-2,5 часа.

Огродзенец

Нашим последним пунктом на Пути Орлиных Гнёзд стал Огродзенец в городе Подзамче. Мы с удовольствием провели в этом чудесном месте полдня и остались довольны. Тем более что рядом организован парк развлечений, где будет не скучно ни детям, ни взрослым. Замок очень красив, несмотря на полуразрушенное состояние его белоснежные башни и массивные стены создают впечатление сказочного городка.

1 /2

Сейчас ведутся работы по его реконструкции. Но туристов внутрь пускают, вход платный, в стоимость входит ещё и посещение башни с экспозицией орудий пыток. Сооружение находится на возвышенности и как бы вырастает из скал. Можно долго ходить по узким мрачным коридорам с окнами-бойницами, забираться на галереи, карабкаться на башни. И вот тут стоит задержаться и полюбоваться пейзажем. Замок обнесён оборонительной стеной, которая в одном месте плавно перетекает в скалы. Вся территория в мягкой травке, где можно поваляться и отдохнуть после экскурсии. Нагулявшись по замку и окрестностям, мы направились в парк развлечений. А тут уж каждый выбирает, что душе угодно: и адреналин-парк на деревьях, и познавательный тематический парк Занимательная физика, где можно на себе ощутить влияние её законов на разный снарядах, саночная трасса как для бобслея, только не с такими крутыми поворотами, и подземелье с призраками.

1 /1

Для детей есть парк миниатюр и аттракционы. Выбрать развлечения и мероприятия, посмотреть цены можно на сайте . В Огродзенце проводятся фестивали и рыцарские турниры, так что можно спланировать ещё и интересный исторический досуг. Так что скучно не будет. Домой мы выдвинулись ближе к вечеру и только к полуночи были на месте.

Север. Балтика. Гданьск

Пару дней передышки и мы двигаемся на Север. Тут уж моя душа хотела развернуться на полную, и Куршскую косу посетить, и Хельскую, и вообще все-все маяки вдоль побережья. А не тут-то было – всего осталось четыре дня и пришлось выбирать самое интересное и компактно расположенное. Маршрут был таков: Гданьск-Сопот-Хель-Славиньский национальный парк.

Все автомагистрали в отличном состоянии и бесплатные, вдоль всего пути на север ведутся строительные работы новых автострад. Выехав из пригорода Варшавы, в мы добрались к вечеру. Припарковались у исторического центра, после 6 вечера парковка бесплатная. Пройдя, буквально сто метров, вышли на пешеходную улицу Длугу, на ней и параллельной Пивной улице сосредоточенна масса достопримечательностей, что делает прогулку насыщенной. Сразу восхищает фантазия, с которой оформлены фасады и фронтоны домов. Впечатление, что это пряничные домики с сахарной глазурью на Рождество выстроились в ряд в праздничной витрине и ждут, когда их выберут и положат в корзину.

1 /2

Пышность архитектуры связана с тем, что город был богатым и важным морским портом и с середины 14 столетия входил в Ганзейский союз, объединяющий более 300 городов Балтики. Его населяли купцы и торговцы, которые соревновались в роскоши и красоте оформления своих домов – взглянёшь и не найдёшь двух одинаковых. Тут и драконы на крышах, и кони, и водосточные трубы в форме рыб, и статуи как в музее украшают фасад дома. Отличный вид на ровно расчерченные улицы и залив открывается с Ратуши, что находится на Длугом Тарге, а также с колокольни церкви Девы Марии. По этим же улицам можно выйти сквозь Зелёные Ворота к набережной.

1 /3

Вечером город одевается в яркие огни, создавая особенно уютную атмосферу, и всё это отражается в медленной Висле. Все кафе и рестораны зовут заглянуть и попробовать вкуснейшие рыбные блюда национальной кухни. В этот вечер мы просто гуляли и любовались видами города. Для большего впечатления можно подняться в кабинке колеса обозрения, что на Острове Складов, возле Морского музея. Но мы очень устали и поехали спать.

Жильё снимали на одну ночь с парковкой за 100 злотых (меньше 25 евро) в новом районе Гданьска и остались очень довольны. Утром мы снова вернулись в старый город, но уже целенаправленно шли к набережной. Там у старого Журава, портового крана и по совместительству городских ворот, попробовали вкуснейший копчёный овечий сыр с клюквенным джемом. Такое сочетание даёт очень пикантный вкус и хочется слопать с десяток таких сырков. Для полноты картины решили прокатиться на пиратском галеоне, что стоял у пристани по Висле к устью.

1 /2

Стоимость экскурсии – 40 злотых с человека (меньше 10 евро). На борту есть гид, который и на русском неплохо говорит, а внутри кафе. Нам с мужем захотелось перекусить и мы заказали польский борщ. То, что это не украинский борщ, я знала, но такого обмана не ожидала: в бордовой водичке болтались четыре пельмешки – и это всё блюдо. Галеон не спеша проплыл вдоль доков и портовых верфей, экскурсовод попутно рассказывал историю Гданьска. Самые красивые виды у самого устья на море.

Осмотрев Гданьск с воды, мы отправились в королевский Оливский парк. Это великолепный ботанический парк с аббатским дворцом и Оливским собором. В жаркий день было приятно гулять в тени деревьев и любоваться ухоженными клумбами. В парке несколько небольших водоёмов, соединённых каскадом водопадов. В летнее время проходят концерты – мы застали один из таких, оркестр исполнял произведения Шопена на открытой сцене. Множество уютных и укромных уголков парка располагают к отдыху на лужайке или на лавочке. В прудах плавают утки и лебеди, тенистые аллеи зовут прогуляться и если у вас достаточно времени, то стоит провести здесь полдня точно.

1 /2

Гданьск, Сопот и Гдыня – знаменитое Трёхградье на Балтике. И мы не могли оставить без внимания прекрасный Сопот. Он не такой пышный, как Гданьск, а наоборот какой-то расслабленный, курортный, но не менее интересный. На него у нас было только полдня, поэтому напишу, что успели увидеть на бегу. На главной пешеходной улице Героев Монте-Кассино много кафешеr и баров, но самое интересное видишь, пройдя в сторону набережной. Там выстроен Кривой Домик, невероятный, кажется, приплясывающий под весёлую мелодию. Смотришь и не веришь, что такое возможно выстроить. Стены и углы не хотят подчиняться строгой геометрии, и выпрыгивают за пределы ровных линий, кажется, что смотришь на отражение в кривом зеркале. Внутри ничто не выдаёт его «кривости», но все линии плавные, чем-то даже архитектуру Гауди напоминают. Ближе к морю стоит маяк, который украшает городской пейзаж. Он не действующий, но колоритный, ещё и из-за того, что в основе имеет квадратную форму в отличие от обычных циллиндрическихмаяков.

Кризис наложил свой отпечаток на быт россиян - из-за падения курса рубля поток наших соотечественников в Европу заметно поубавился (по данным туроператоров, спрос на заграничные поездки на майские праздники упал на 25%). Однако в Европе есть места, где можно неплохо отдохнуть, имея в кармане не самый большой бюджет. Мы решили исследовать одно из таких направлений и отправились в Польшу.

Что в России известно о Польше? Нередко ваш собеседник нарисует вам довольно мрачную картину. Якобы Польша - это унылое серое место, где не любят русских, случайным путешественникам прокалывают колеса, не пускают странных мотоциклистов, и к тому же там нечего смотреть. Масла в огонь подливают и заявления различных политиков.

От Москвы до Бреста ведет трасса М1/Е30, которая отличается прекрасным покрытием, неплохой инфраструктурой, а на белорусском участке трассы - еще и максимально разрешенной скоростью в 120 км/ч. Но, прежде чем отправиться в путь, не забудьте оформить страховку - так называемую «зелёную карту» и, желательно, получите Международное удостоверение.

Если вы решили проходить границу с Польшей в Бресте (переход «Варшавский мост»), то рекомендуем делать это в будние дни, когда меньше народа (в интернете есть сайты, позволяющие отслеживать количество автомобилей на границе в онлайн-режиме). Проблем с ночевкой в Польше нет. Помимо привычных «сетевых» гостиниц, неплохим сочетанием цена-качество отличаются «заязды» (zajazd) - небольшие мотели. Цены там умеренные (примерно 1000 - 1300 рублей за двухместный номер). Остановиться можно и в частном секторе или так называемых «ночлегах» (noclegi), которые обойдутся в два раза дешевле. Однако этот вариант, скорее, для молодых путешественников или любителей экзотики.

Дороги в Польше отличаются неплохим качеством, особенно в сравнении с российскими, а водители водят практически так же, как в остальной Европе. Единственное исключение - скоростной режим, который мало кто соблюдает (но вам не советуем превышать, штрафы в Польше довольно высокие!).

Есть и несколько особенностей скоростного режима. Максимальная разрешенная скорость в населенном пункте - 50 км/ч. А вот за городом начинаются нюансы. По «простой» двухполосной дороге можно ехать не быстрее 90 км/ч. Если две полосы идут в одну сторону, скорость увеличивается до 100 км/ч. По так называемым «экспресувкам» (droga ekspresowa) можно ехать 120 км/ч, а на автострадах позволено разгоняться уже до 140 км/ч. Впрочем, забивать голову цифрами не стоит, ведь ограничения скорости всегда дублируются знаками.

Еще одна особенность — светофоры в городах. Как и в России, иногда для поворота направо на светофорах применяется специальная поворотная секция. Но есть нюанс: если горит зелёный прямо, а секция погашена, поворачивать направо можно . Но независимо от этого при повороте не забудьте пропустить пешеходов.

А вот бензин в Польше дорогой. Литр 95-го обойдется в среднем в 4,8 злотых (примерно 66 рублей), за литр дизельного топлива попросят 4,6-4,7 злотых (около 64 рублей). Поэтому перед пересечением границы обязательно залейте полный бак.

Говорят, что когда-то давно три славянских князя Лех, Чех и Рус разошлись в разные стороны и основали три государства - Польшу, Чехию и Русь соответственно (разумеется, многие историки спорят с этим утверждением). Ну а в этой поездке у нас получилось настоящее славянское единство - российский экипаж проехал по Польше на автомобиле чешской марки.

За время нашей поездки мы побывали в трех крупных городах Польши: Варшаве, Кракове и Вроцлаве. Сравнивать эти три города между собой - всё равно, что сравнивать Москву, Санкт-Петербург и Казань. Они разные!

Варшава

На первый взгляд, польская столица может показаться слишком шумным городом. Но это впечатление обманчиво. Стоит лишь добраться до старого города, как мысленно переносишься на несколько веков назад. Самое интересное, что большинство из построек - новодел. Ведь после Второй мировой войны вся Варшава лежала в руинах… Титаническими усилиями архитекторов Старый Город или, как говорят здесь, «Старувка», был восстановлен. Причем, где это возможно, использовали оригинальные кирпичи. ЮНЕСКО даже внесло Старый Город в список всемирного наследия «как исключительный пример почти полного восстановления исторического периода между XIII–XX веками».

Королевский замок был построен на рубеже XV-XVI веков и служил местом, где восседали польские короли, а до середины ХХ века еще и президент. Интересно, что в разные эпохи замок неоднократно перестраивался в соответствии с текущей модой. Ныне во дворце музей, где можно увидеть полотна художников Рембрандта и Матейко, старые виды Варшавы кисти Беллотто, а также урну с прахом Тадеуша Костюшко.

Как мы уже говорили, впечатление от Варшавы, как от душного и динамичного места, очень обманчиво. В самом центре города расположен настоящий райский уголок. Речь о парке Лазенки, который был создан в XVII-XVIII веках для местной аристократии. Парк занимает 76 гектаров и является замечательным местом для прогулок. Здесь не только красиво, но еще и отличная экология - очень много белок, уток и даже… павлинов! Которые гуляют прямо по дорожкам парка и совсем не боятся людей! Кстати, иногда они очень забавно кричат - не пугайтесь.

Знаменитый Дворец Науки и Культуры, построенный по проекту архитектора Льва Руднева в 1952-1955 годах, является самым высоким зданием в Польше и одним из самых высоких в Евросоюзе. Дом, представляющий собой «подарок советского народа польскому», был построен по образцу сталинских высоток в Москве. Неудивительно, что такой проект вызывал негативные ассоциации у местных жителей, ведь они видели в этом явное доминирование тоталитарной системы и давление из Москвы. Впрочем, это - уже история.

Краков

После Варшавы лежащий на юге Польши Краков может показаться слишком спокойным, примерно как Санкт-Петербург после Москвы. Но точно так же, как и в случае с «Северной Венецией», речь идет о культурной столице государства, которая к тому же была и столицей самой настоящей. Поэтому взглянуть здесь действительно есть на что.

Первое, что видит турист, идущий в Старый Город Кракова с севера, - могучий Барбакан (так называют оборонительное сооружение наподобие Кутафьи-Башни в Москве) с Воротами Святого Флориана и городскими стенами. Трудно поверить, что когда-то между Барбаканом, который был построен в XV веке, и городскими стенами был ров… Впрочем, и сейчас погружение в средневековье удается на «ура». Кстати, по крепостным стенам можно прогуляться.

Пройдя по Флорианской улице, вы попадете на главную площадь Кракова - Рынок. В средние века она была одной из самых больших в Европе, но и сегодня поражает своими размерами. В центре площади расположены суконные ряды (Sukiennice). В них до сих пор идет бойкая торговля, но былые ткани все больше уступают место сувенирам. Под углом к «сукенницам» расположена Церковь Успения Пресвятой Девы Марии или Мариацкий Костёл. Обязательно войдите внутрь, ведь интерьер собора заслуживает отдельного внимания. А еще Костёл характеризуют две башни, которые отличаются друг от друга. Кстати, помните - каждый день в 10 утра от входа в храм стартует бесплатная (!) экскурсия по городу.

Вавельский холм - это настоящее сердце Кракова, ведь именно здесь расположен Королевский замок и Кафедральный собор святых Станислава и Вацлава, являющийся усыпальницей польских королей. Обязательно посетите внутренний двор замка, который по красоте может поспорить с аналогичными зданиями в Италии. Кстати, именно здесь, в Королевском замке, теперь выставляется картина руки Леонардо да Винчи - знаменитая Дама с Горностаем. А еще на Вавеле живет самый настоящий дракон. Это - не шутка! Создание из легенд перекочевало прямо на берег Вислы и на потеху публики даже пускает языки пламени.

Краковские костёлы заслуживают отдельного рассказа. Вообще польское слово Kościół в переводе означает всего лишь «церковь», а католические храмы по-русски правильнее называть точно так же как и православные - церквями, храмами или соборами. Однако говоря о Польше можно употребить и слово «костёл», точно так же, как и слово «виа» для названий улиц в Италии. В Кракове костёлы действительно поражают своей красотой. Это связано с тем, что убранство большинства из них создавалось в период так называемой контрреформации и религиозных войн в Европе. Аскетичному интерьеру протестантских храмов было противопоставлено богатство и золото в интерьере храмов католических, призванное показать образ рая, который ждет верующего в случае покаяния. Кстати, если вы решите посетить Святую Мессу, лучше приходите заранее - ведь иногда в храм можно просто не войти из-за количества народа.

Сейчас район под названием Казимеж - модное место. Но когда-то здесь располагался один из крупнейших еврейских кварталов в Европе, о чем вам обязательно напомнят различные заведения и звуки клезмера от уличных музыкантов. Хотя окружающая атмосфера вызывает приятные ощущения, нельзя не вспомнить и о грустной странице в истории Кракова - Краковском Гетто, которое было организовано в соседнем районе Подгуже во время оккупации города нацистской Германией. Перед войной Краков населяло более 60 тысяч евреев, после массовых депортаций в городе осталось лишь 15 тысяч. Однако нацистам и этого показалось мало. В марте 1943 года было решено ликвидировать гетто. 8 тысяч евреев, считавшихся годными к работе, перевезли в концлагерь Плашов, 2 тысячи убили прямо на улицах, а остальных - отправили в Освенцим. Отправление осуществлялось с вокзала, находившегося на местной Площади Согласия. В память об убитых евреях сейчас это место называется Площадь героев Гетто, а посреди нее установлен памятник в виде пустых стульев.

Вроцлав

Вроцлав - это столица исторического региона Силезия, известного своими богатыми недрами. Уж только кому этот регион не принадлежал! И полякам, и австрийцам, и чехам и даже венграм. Но, конечно, больше всего в городе именно немецкого влияния, ведь после войны за австрийское наследство в конце XVIII века Силезия надолго отошла к королевству Пруссия. Особенно сильно прусское наследие проявляется в архитектуре - достаточно увидеть ратушу на Рыночной площади или дома на Соляной площади по соседству, чтобы почувствовать себя словно в Германии.

Сердце Вроцлава - остров Тумский, расположенный на Одере. Именно отсюда начинался этот могучий город. На территории острова сохранились руины некоторых строений, датированных еще IX веком. А в самом его центре расположен Кафедральный Собор Иоанна Крестителя, являющийся первым готическим храмом в Польше.

Еще одной неотъемлемой достопримечательностью Вроцлава являются самые настоящие гномы. Да-да, по всему городу установлены небольшие фигурки сказочных существ. Но не думайте, что гномы, или, как их тут называют, «краснолюдки», расставлены по всему городу просто так. Они - полноценные граждане Вроцлава и живут своей жизнью - ходят за покупками, ездят на мотоцикле, тушат пожар. Поэтому и имена у них соответствующие. Например, «соня» или «шопоголик». Искать гномов по всему городу необычайно интересно даже взрослым, а попадаются они совсем в неожиданных местах.

Если вы оказались во Вроцлаве, то посетите местный зоопарк. Вход стоит 40 злотых (примерно 600 рублей), а провести в нем можно целый день. На территории площадью 33 гектара обитает 4150 животных 876 различных биологических видов. Здесь есть даже океанариум!

Курица не птица…

…а Польша не заграница. Эту поговорку, в которой Польша иногда уступала место Болгарии, знал, пожалуй, каждый, кто вырос в Советском Союзе. Возможно, когда-то именно так и было, и Польша ничем принципиально не отличалась от других стран соцлагеря. Однако за последние 30 лет Польша пережила коренные изменения. И прежде чем писать в комментариях «автору заплатили поляки», немного подумайте и сделайте выводы сами, без навязанных стереотипов. За время нашей десятидневной поездки на семью из двух взрослых и одного ребенка, помимо оплаты проживания (13 тысяч рублей), было потрачено 25 000 рублей на питание, культурную программу, развлечения. И при этом мы ни в чем себе не отказывали. Везде, где мы были, нас ждал радушный прием, сервис на достойном уровне, и при этом никто не пытался нас обмануть.

Отдельно стоит упомянуть такой момент, как дискриминация. Ни разу, подчеркиваем, ни разу за время поездки мы не увидели предвзятого отношения из-за того, что мы говорили на русском языке. Более того, поляки действительно произвели положительное впечатление - здесь вам всегда помогут выйти из транспорта с тяжелой сумкой, или подержат дверь, видя, что вы идете с коляской. Приходится констатировать - Польша уже стала заграницей в хорошем смысле этого слова. А её туристический потенциал сильно недооценен россиянами.

Вишенкой на торте стал разговор с футбольным фанатом варшавской «Легии», произошедший в последний вечер. Узнав, что мы из России, он обрадовался и пожал мне руку, сказав, что политики с обеих сторон всегда пытаются стравить простых людей, а славянам стоило бы дружить. Сложно не согласиться, особенно, когда страна неожиданно раскрывается перед тобой со столь положительной стороны.

Отзыв туриста о путешествии на собственном автомобиле по городам Польши (Гданьск, Белосток, Варшава) и Германии (Берлин). Подробный финансовый отчет, полезные советы начинающим путешественникам и сопутствующие фотографии.

Планирование маршрута

Долго не могли определиться с мужем, как провести наш отпуск. Время поджимало, и идея данного маршрута родилась спонтанно. Планировать поездку начали только в конце июня, а состоялась она в период с июля по август.

Изначально хотели поехать по береговой линии Балтийского моря, наслаждаясь теплом и солнцем и останавливаясь в портовых городах. Однако уже в начале лета погода не обещала ничего, кроме холода и дождей — тогда в маршрут и был добавлен Берлин. Это особый город, который стал для нас открытием. Берлин подарил самые яркие впечатления.

Для нас обоих это было первое серьезное путешествие. Возможно, многие трудности и открытия, которые мы сделали, будут полезными для таких же начинающих путешественников.

Вот так выглядит полный маршрут нашего путешествия

Маршрут строили с помощью Google Maps, туда же добавляли все места и достопримечательности, которые собирались посетить.

От ночных переездов решили сразу отказаться: водитель у нас только один, и надо его беречь. От Минска до Гданьска — 740 километров. В целом это чуть больше девяти часов в пути, также нас ожидало пересечение границы. Вот почему первую остановку решили спланировать примерно на половине дороги. Пролистав фото и прочитав отзывы о красоте польской природы, решили добавить в маршрут Мазурские озера. На данной территории полно кемпингов, поэтому вопрос с ночевкой решился быстро — захватили с собой палатку. Во всех остальных городах бронировали хостелы. Их выбирали на Booking, исходя из бюджета и отдаленности от центра.

Первый совет начинающим туристам. Если вы бронируете жилье за месяц до поездки, еще и в самый сезон, будьте готовы к тому, что 90% хороших отелей будет занято. Если удалось найти подходящий вариант, быстрее бронируйте номер — завтра его, скорее всего, заберут.

Чтобы не тратиться на чрезмерно дорогой общественный транспорт, взяли с собой в поездку велосипеды. Кстати, это очень популярный способ передвижения в Европе.

В пути писали подробные заметки о потраченном времени, бюджете и проделанном пути. В этом отчете будет описание всех наших затрат.

Белосток — вперед за дешевыми продуктами

Ранний подъем и четыре часа пути до границы Беларуси и Польши. Бензином заправились под завязку еще в Минске. Топливо в Беларуси значительно дешевле, чем в Польше и Германии, так что экономим средства и наполняем бак "до краев" еще раз перед границей. Кстати, заметили одну особенность — на разных АЗС в Беларуси стоимость топлива практически одинаковая. В Европе же цены зависят от конкретной сети заправочных станций.

Границу пересекали в пункте пропуска "Берестовица" в будний день. Шенгенские годовые визы были сделаны задолго до поездки, зеленая карточка на автомобиль оформлена. Все-таки лето — сезон отпусков, и даже в будний день на границе стоит много машин. Мы везли с собой велосипеды, и при возвращении домой могли столкнуться с проблемами о декларировании. Без лишних вопросов встали в красный коридор и заполнили нужные бумаги при выезде. В нашем случае очередь в нем была значительно меньше, чем в зеленом. Планировали проскочить границу за три часа, а простояли там около пяти — это невозможно заранее угадать. Один час "отвоевали" назад благодаря разнице в польском и белорусском времени.

Наш первый остановочный пункт — Белосток. От польской границы он в часе езды, к тому же город был нам по пути. Загрузили полную тележку еды в местном "Ашане" — это наш стратегический запас продовольствия в дорогу. Купили в основном то, чем можно плотно позавтракать и перекусить.

Еще одна стратегическая покупка — это SIM-карта местного оператора с интернетом.

Второй совет начинающим туристам. SIM-карты лучше покупать непосредственно у операторов. Те, что продаются в магазине, необходимо активировать, а инструкции к ним прилагаются исключительно на польском языке. Мы, кстати, смогли воспользоваться картой только на вторые сутки, когда зашли в офис нужного оператора. Даже местные жители, к которым мы обращались, не смогли объяснить, как самостоятельно ее активировать.

Итак, наши первые траты:

  • На 58 литров бензина — 36 евро (около 2500 рублей);
  • На продукты — тоже 36 евро.

Потрачено 72 евро или около 5000 рублей.

Остановка на Мазурских озерах

От Белостока до района Мазурских озер еще около двух часов езды, и нам также предстояло искать ночлег. Дорога лежит через населенные пункты. Поток машин здесь совсем небольшой. Покрытие неплохое, но вот сама дорога постоянно петляет. Единственное, что радует — это безграничные зеленые просторы и живописные деревушки.

Кемпингов в районе много — практически на каждом повороте стоит указатель нового пристанища для туристов. Мы выбрали лагерь "Billa", который располается возле озера Негоцин. Сюда мы добрались только к 21:50 и палатку ставили уже в темноте. В целом справились с задачей. В кемпинге нам предоставили все необходимое: стоянку для машины, саму палатку и минимальные удобства (туалет, умывальник).

Первый день путешествия

Утро в кемпинге

Кемпинг "Billa"

Последние траты в первый день — это ночлег за семь евро (около 500 рублей).

Мальборк — самый большой средневековой замок Европы

Утром нас ожидало пасмурное небо и непрекращающийся моросящий дождь. В 10:00 мы уже двинулись в сторону Гданьска. Впереди нам предстояло провести еще четыре часа в пути (почти 300 километров). Маршрут, как и в предыдущий день, был проложен через небольшие города и деревни, но поток машин значительно вырос. Рядом со многим населенными пунктами шел дорожный ремонт, но скопление автомобилей было небольшим, и дольше 15 минут мы нигде не задерживались.

Внезапно Google Maps добавил к нашему расчетному времени еще три часа. Пролистав быстро карту, сориентировались, что впереди нас ожидает пробка, поэтому начали искать объезд. Мы слегка переделали маршрут — поехали практически по бездорожью, но сэкономленное время стоило того.

Новый маршрут

Изначально планировали, что, если будет время, заедем по пути в Мальборк — небольшой городок, находящийся в часе езды от Гданьска. Главная его достопримечательность — одноименный средневековый замок. Оставить машину можно прямо на подъезде: там есть специальная большая платная парковка, а рядом расположилась маленькая, но бесплатная стоянка. Сам замок огромный, и бродить там можно часами. Вход стоит 10 евро (около 700 рублей). У нас, к сожалению, не было в запасе много времени, и мы довольствовались только быстрой фотосъемкой на фоне стен замка.

Мост к замку

Замок Мальборк в дождливую погоду

Что делать в Гданьске, когда не видно солнца?

До Гданьска сделали еще одну остановку, чтобы дозаправиться и перекусить.

В этом городе у нас заранее был забронирован хостел на две ночи. Из всех отелей, в которых мы останавливались в поездке, этот был самым комфортным. Комнатка маленькая, но в ней есть все, что нужно. Внутри мы нашли просторную общую кухню с плитой, необходимой утварью, холодильником и даже посудомоечной машиной. Хозяина на месте не было, но уже в пути мы получили подробное СМС-сообщение, в котором уточнялось, как добраться до хостела и где припарковаться. Также указывался код от двери.

Третий совет начинающим туристам. Парковки в городе практически везде платные, и только местные жители смогут вам подсказать, где можно бесплатно оставить автомобиль и не получить штраф.

Проделанный маршрут второго дня

В Гданьск мы приехали только к 17:00. После заселения и небольшого отдыха у нас оставалось время лишь на осмотр самого хостела.

Полноценную экскурсию запланировали на следующий день.

Железнодорожный вокзал

Улицы исторического центра

Единственное, что омрачало отдых — это погода. Мелкий дождь капал с тех пор, как мы заехали на территорию Польши, и не прекращался ни на минуту. Пришлось оставить велосипеды в машине и пойти в центр пешком — от хостела это всего 20-25 минут.

План осмотра достопримечательностей был составлен заранее — ему и следовали.

Фонтан "Нептун"

Экскурсионный пиратский корабль

Гданьск, безусловно, производит впечатление красивого старинного города с мощеными улицами, невысокими строениями из кирпича и готическими костелами. Центр был фактически полностью разрушен в годы Второй Мировой войны, и то, что мы видим сейчас — это заново отстроенные здания. Даже сейчас местами все еще идет восстановление города и реконструкция фасадов.

Самый знаменитый вид Гданьска

Четвертый совет начинающим туристам. Если едите на балтийское побережье, обязательно берите зонтик, а лучше — плащ-дождевик.

Пасмурное Балтийское море

Мы все-таки приехали на море, а потому отправились на пляж, несмотря на дождь и температуру в 17 градусов тепла. Ближайший берег оказался не в Гданьске, а в соседнем городе Сопот. Ехать туда пришлось всего 30 минут.

Один купающийся в дождь все-таки нашелся

Наши траты во второй и третий дни:

  • На 35 литров бензина — 38 евро (примерно 2600 рублей);
  • На кофе — три евро (200 рублей);
  • На хостел за две ночи — 46 евро (3200 рублей);
  • На обед в столовой — 10 евро (700 рублей);
  • На продукты — 20 евро (1400 рублей);
  • На мелочи и сувениры — пять с половиной евро (почти 400 рублей).

Итог и общие траты — 122,5 евро или чуть больше 8500 рублей.

Дорога в Берлин

В день нашего отъезда, по закону подлости, с самого утра в Гданьске, наконец, появилось солнце. Ничего не поделаешь — нас уже ждал Берлин. С дорогой там дела обстоят куда лучше, чем в Польше. Из Гданьска выезжаем на Е28 и мчимся до Германии. Данный маршрут занял у нас восемь часов.

Заправлялись напоследок на территории Польши — в Германии топливо стоит еще дороже.

Пограничного пункта между странами нет — только благодаря знакам можно понять, что вы оказались на территории другого государства.

Дорога на территории Германии

Повсюду ветряные мельницы

Наши траты в четвертый день:

  • На 53 литра бензина — 56 евро (почти 4000 рублей);
  • На кофе — два евро (почти 150 рублей).

Суммарно вышло 58 евро или 4150 рублей.

Главный пункт маршрута — Берлин

В Берлине нас также ждал заранее забронированный номер в хостеле Pension Puschkin . Жилье здесь значительно дороже, чем в польских городах, поэтому тут выбрали практически самый дешевый вариант, но при этом неподалеку от центра. Отзывы об этом хостеле на сайте, как и наши впечатления, неоднозначные. Месторасположение просто превосходное, тут мы не прогадали, а вот, например, заявленного WI-FI не оказалось. На кухне, кроме чайника и пары тарелок, ничего нет. Зато машину припарковали прямо под окном — здесь это разрешено.

Рядом с хостелом

Вид из окна

С погодой в Берлине нам очень повезло — там стояла жара, и мы даже немного забыли про дождливую Польшу.

Пятый совет начинающим туристам. Обязательно посетите в Берлине Рейхстаг — знаменитое здание немецкого парламента. Вход туда бесплатный, только нужно подать заявку не позднее, чем за два дня посещения, и заполнить анкету на сайте .

Вид с обзорной площадки Рейхстага

В Берлине есть очень много интересных мест, которые нам хотелось посетить, и за два неполных дня мы отчаянно пытались сделать невозможное. Очень удобно передвигаться на велосипедах по городу — для них выделена своя полоса на проезжей части и предусмотрены отдельные светофоры. Есть много работающих пунктов проката и повсюду оборудованы велопарковки.

Шесть часов (55 километров) мы катались по Берлину, периодически отдыхая и осматривая знаменитые места.

Наш веломаршрут по достопримечательностям Берлина

Двух дней, конечно, не хватило, чтобы посетить все интересные объекты и полностью погрузиться в жизнь этого шумного мегаполиса.

Дом с граффити

Местный подъемный кран

Пункт, который не смогли осуществить, — это посещение Берлинского зоопарка. Он является самым большим в Европе по количеству представленных видов животных. Билет туда стоит 14,5 евро. Однако чтобы все осмотреть, в запасе должен быть целый день.

Берлинский зоопарк — то, что удалось увидеть из-за ограды

Мемориальная церковь кайзера Вильгельма (частично на реконструкции)

Впечатления от Берлина остались яркие и в то же время неоднозначные. Это очень свободный город в плане самовыражения — на каждом шагу в центре что-то происходит. Мы видели марафон, концерт, цирковое представление и фаер-шоу — и все это только за два дня.

Скульптура "Красный слон" с перечислением городов Нижней Саксонии

Жандарменмаркт — одна из самых красивых площадей в центре Берлина

В Берлине много исторических памятников, связанных с трагедией Второй Мировой войны и другими значимыми для немецкого народа событиями.

Памятник советским солдатам в центре Берлина

Мемориал жертвам Холокоста, был открыт в 2005 году

Колонна Победы, памятник объединительным войнам Германии

Чекпойнт "Чарли" — контрольно-пропускной пункт между существовавшими ГДР и ФРГ

Нельзя приехать в Берлин и не посетить Берлинскую стену. Сейчас это своеобразная площадка для самовыражения художников. Некоторые граффити известны на весь мир и по праву причисляются к настоящим произведениям искусства.

"Братский поцелуй" — самый знаменитый рисунок на Берлинской стене

Сфотографировать Бранденбургские ворота без туристов, наверное, просто невозможно. На площади и днем, и ночью гуляет молодежь и туристы, также выступают музыканты.

В Берлине вы точно найдете, где перекусить или плотно поесть. Мы в основном заходили в места быстрого питания. Благо KFC и Burger King здесь на каждом шагу.

Шестой совет начинающим туристам. Если вы оказались в Германии, непременно попробуйте их традиционный быстрый перекус "Currywurst" — сосиска с кетчупом, приправленная карри, подается с картошкой фри. Нет, это не безумно вкусно, но вы лучше прочувствуете весь колорит этого города.

Наши траты в четвертый и пятый дни:

  • На две ночи в хостеле — 96 евро (6700 рублей);
  • На еду — 30 евро (2100 рублей);
  • На магниты — семь евро (500 рублей);
  • На звонок в Беларусь с таксофона — два евро (150 рублей).

Всего потрачено 135 евро или около 9500 рублей.

Варшава

Из Берлина мы уезжали с грустью. Еще на пару дней остались бы тут с удовольствием, но в Варшаве у нас был забронирован очередной хостел, да и бюджет уже трещал по швам.

От Берлина до Варшавы проложена европейская международная дорога Е30. Трасса очень удобная, прямая и быстрая. Тем не менее, для нас она была самой утомительной. За окном один и тот же неизменный вид, и запланированные шесть часов пути растянулись на все 10. Тут мы и поняли, что одному водителю сложно ехать за рулем так долго. В довершение всего настроение портила 30-градусная жара.

Маршрут Берлин — Варшава

Главный нюанс маршрута — это платные дороги на территории Польши. При заезде на такой участок вам вручают талончик, а при выезде просят вернуть его и заплатить. На нашем пути оказалось четыре таких пункта.

Останавливались мы не раз — то перекусить, то кофе попить. В какой-то момент решили найти ближайший водоем и просто искупаться. Так, не доезжая до Познани, сделали остановку на час, но после нее ехать стало куда приятнее и легче. На территории Германии мы умышлено не заправились ни разу, и топлива нам вполне хватило еще на половину пути по Польше.

В пути мы получили очередное СМС от хозяев нашего нового ночлега, но сообщение было исключительно на польском языке. Даже воспользовавшись переводчиком, мы с трудом нашли хостел Metro Centrum Guest Rooms — сплошные кодовые замки и во двор, и в подъезд, и в комнату. Наконец, мы смогли заселиться. Однако там были и туристы, которые еще долго стояли под окнами и не могли разгадать всех тайн этого странного жилища.

Кстати, это был единственный раз, когда фото на сайте и реальность сильно отличались. В комнате достаточно чисто, но тесновато, а вот душ напоминал ванную из потрепанной временем коммунальной квартиры. Чайник и микроволновка стоят прямо на холодильнике, а из столовых приборов есть лишь одна тарелка и две пластиковые вилки.

По Варшаве мы снова передвигались на велосипедах. Здесь этот вид транспорта тоже достаточно популярен, но после Берлина это нас уже не удивило. Чтобы не кататься под палящим солнцем, с утра отправились на окраину города в торговые центры "ловить" летние скидки.

Седьмой совет начинающим туристам. Хотите плотно и дешево пообедать? Идите в "ИКЕА". Такой вкусной еды мы ни разу не пробовали за всю нашу поездку.

Только ближе к вечеру поехали исследовать Варшаву. Все силы мы оставили в Берлине, да и впечатлений было так много, что по польскому городу решили просто покататься без определенного маршрута.

Как и во многих городах Польши, в Варшаве сохранился старый город — именно он больше всего притягивает туристов.

Рыночная площадь — визитная карточка старого города

Висла — самая длинная река на территории Польши

Восьмой совет начинающим туристам. Обязательно посетите в вечернее время городской пляж Вислы — он находится возле Национального стадиона. Это очень красивое место, где молодежь по вечерам жарит шашлыки и поет песни под гитару.

Сумерки на берегу Вислы

Наши траты в шестой и седьмой дни:

  • На 25 литров бензина — 29 евро (2000 рублей);
  • На две ночи в хостеле — 38 евро (2700 рублей);
  • На платные дороги — 18,4 евро (1300 рублей);
  • На еду — 35 евро (2500 рублей);
  • На продукты в магазине — 19 евро (1350 рублей).

Общие потраченные средства — 138,4 евро или 9750 рублей.

Возвращение в Минск

Хоть мы и провели в поездке только семь дней, нам казалось, что прошло гораздо больше времени. Выбрали самый быстрый обратный маршрут. От Варшавы до границы — всего два с половиной часа езды, а там уже начинается родная территория.

Маршрут Варшава — Минск

Еще раз заправились при выезде из Варшавы, чтобы дотянуть до границы. Следующая остановка в АЗС предстояла уже в Беларуси.

Границу в пункте пропуска Тересполь — Брест прошли за два с половиной часа. Как мы и ожидали, у белорусских пограничников возникли вопросы по поводу перевозимых велосипедов, так что мы предусмотрительно поступили, задекларировав их при выезде.

Провели еще четыре часа на территории Беларуси, прежде чем добрались до родного Минска. Дороги здесь хорошие — может, нам так показалось, потому что они наши, родные, да и платить за них ничего не надо.

Финальные траты в последний восьмой день — 41,5 литр бензина за 27 евро (или 1900 рублей).

Итоги поездки

Для кого-то наше путешествие, возможно, совсем не покажется отдыхом, а кто-то решит, что мы слишком уж экономили. Однако сразу хочу возразить: более интересного и захватывающего отпуска у нас еще не было. Конечно, мы сталкивались с разными проблемами, которые можно было бы решить по-другому, и мы сделали для себя определенные выводы. Всего полученного опыта и эмоций в отчет, конечно, не уместить — он и без того получился обширным.

Напомню, что это наше первое длительное путешествие на автомобиле. После такого опыта мы решили, что еще не раз проложим интересный маршрут и поедем навстречу приключениям.

Общие итоги поездки:

  1. Протяжённость маршрута — 2650 километров.
  2. Использованное топливо — 212,5 литров.
  3. Потраченные средства — 564 евро (или около 40 000 рублей).
  • 189 евро (13 300 рублей) ушло на топливо;
  • 187 евро (13 200 рублей) — на хостелы и кемпинг;
  • 195 (13 800 рублей) — на еду и развлечения.

Отправляясь в Польшу на личном автомобиле, нужно заранее позаботиться о наличии всех необходимых документов, проверить состояние автомобиля на соответствие правил дорожного движения Евросоюза. Также необходимо проверить свой багаж и подготовиться к возможным вопросам таможенников. Знание правил пересечения российско-польской границы позволит избежать недоразумений с работниками таможни, а порой и штрафов, риска получить отказ в разрешении въехать на территорию ЕС.

Требования к автомобилю

При пересечении границы польские таможенники проверяют:

  • Исправность световых приборов (фары головного света, стоп-сигналы, габаритные огни, фонарь заднего хода). Опытные водители советуют иметь несколько запасных лампочек, чтобы заменить перегоревшие;
  • Состояние лобового стекла (большая трещина послужит отказом в проезде, допускаются мелкие сколы или трещинки порядка 20 мм);
  • Наличие «Набора автомобилиста»:
    • Аптечки
    • Светоотражательной жилетки (без нее в Польше на трассе даже выйти долить «самоомывайку» нельзя);
    • Треугольного знака аварийной остановки;
    • Огнетушитель (срок годности не должен закончиться во время пребывания в ЕС);
    • Запасного колеса либо ремкомплекта, если не предусмотрено отдельное место для запаски.
  • Техпаспорт и «зеленую» карту страховки на автомобиль (аналог ОСАГО, выписывается на машину, а не на водителя).

Кроме того стоит позаботиться о состоянии резины. Она должна соответствовать сезону. Хотя строгий запрет на летнюю резину зимой пока не принят, соответствующий законопроект есть, и польские законодатели могут утвердить его в любой момент. На территории Польши запрещено использовать шипованную зимнюю резину. Еще одно требование к колесам – протекторы шин на одной оси должны быть идентичными. Таможенники не обязаны заострять внимание на шинах, а вот польские полицейские имеют право выписать штраф за их ненадлежащие состояние. Также настоятельно рекомендуется снять антирадар, чтобы не нарушать правила Польши.

Требования к водителю и пассажирам

Нужно быть готовыми предъявить таможенникам:

  • Загранпаспорт с действительной визой;
  • Права (только для водителя) российские или международные;
  • Полис страхования для выезжающих за рубеж (наличие обязательно, но спрашивают не часто);
  • Бронь гостиницы, приглашение или другие документы, подтверждающие цель поездки;
  • Наличие денежных средств (100 злотых на человека в день). Если деньги на карточке, то стоит запастись актуальной выпиской о состоянии банковского счета.

Стандартные вопросы таможенников и варианты ответа на них

Цель поездки

Если отправляетесь на шопинг, то лучше честно сказать, что едете тратить деньги в магазинах Гданьска (Ольштына, Гдыни и т.д.). Врать о желании ознакомиться с культурными памятниками не обязательно.

Сроки поездки

Что везете

Тут тоже отвечать нужно правду, ведь заметив малейшее колебание, таможенник может отправить на детальный досмотр. Это грозит потерей минимум 30 минут дополнительного времени.

Избежать недоразумений (штрафов, конфискаций товара, аннулирования визы) на таможне легко, если знать что и в каких количествах можно/нельзя провозить:

  • Продукты, содержащие мясо и молоко (в том числе даже шоколадные конфеты) за исключением детского питания;
  • Лекарства, содержащие наркотические и запрещенные вещества (актуальный список лучше уточнять перед поездкой).

Можно (для лиц старше 17 лет):

  • 1 л крепкого алкоголя (выше 22 градусов);
  • 2 л вина;
  • 16 л пива;
  • 40 шт сигарет либо 20 тонких сигар либо 10 стандартных сигар;
  • 200 г натурального кофе;
  • 5 кг свежих фруктов, овощей.

В конце еще один совет по общению с польскими таможенниками и полицейскими – предлагать им «договориться» нельзя. Лучше соблюдать правила и путешествовать на автомобиле без проблем.

Преимущество такого путешествия – экономия. Поездка в Польшу на собственном авто – удовольствие упоительно дешевое. Недельный отдых, включая бензин (который дороже, чем у нас), платные дороги в Белоруссии и Польше, платные парковки, отели, ресторанчики и развлечения – обойдутся 50 евро на человека в день. А если еще ночевать в кемпингах и питаться полуфабрикатами – можно даже в 25 уложиться. Здесь уж, нет предела совершенству!

Не говоря уже о полной свободе распоряжаться временем и положением в пространстве – тоже приятное состояние, и оно дорогого стоит.

Однако, пускаясь в эту затею, необходимо заранее продумать и подготовить. Предлагаем Вам беспроигрышный алгоритм действий, которые должны предварять Вашу поездку. Чтобы она принесла Вам только приятные сюрпризы, а не превратилась беспрерывное «разруливание» разного рода и степени серьезности проблем.

1.Маршрут

Первым делом – определяем маршрут. Буквально – от порога и… куда душа зовет. Решите, посоветовавшись с друзьями и знакомыми, посидев вечерами в Сети, полистав красочные путеводители и альбомы… - где Вы хотите побывать. Это первый – и самый серьезный - шаг.

Мы же подскажем, что северная Польша хороша для пляжного отдыха – мягкое балтийское побережье с умеренными температурами и прохладной водой, живописные пляжи. Это - маршруты на лето, пролегающие через старинные прибрежные города Гданьск, Солот, Слупск, Гдыня.
А зимой Вас поманят , и самый популярный из них – Закопане.

Польша буквально дышит живой историей, вся она – воплощенная летопись веков – от рыцарских времен до наших дней. очень и очень разнообразны и многочисленны, ведь какой город ни возьми, в нем обязательно найдется исторический памятник, и не один. С целью ознакомления с историей и культурой Польши, обязательно надо посетить Варшаву. Затем идут Краков, опять же Гданьск, расположенный в самом сердце страны Лодзь, живое свидетельство польского Возрождения Познань и конечно, древнюю столицу – Гнезно.

Вниманию самых любознательных и энергичных! Даже не пытайтесь объять это необъятное великолепие за одно путешествие. Польша слишком велика, чтобы открыть ее за неделю отпуска. Решите, что Вы хотели бы увидеть в первую очередь. .

Для полного знакомства со страной лучше все-таки . Для полного знакомства со страной лучше купить экскурсионный тур. Тогда путешествие выстроят оптимальным образом, чтобы за минимальное время Вы получили максимум впечатлений от этой поездки

2. Бронируем отель

В идеале нужно заранее забронировать отели во всех городах, через которые проляжет маршрут. Это непросто сделать, слишком уж много факторов нужно учитывать. Если Вы доверите эту часть подготовки турагентству – Вы выиграете время и сэкономите силы.

В любом случае – необходимо заблаговременно забронировать отель, в который Вы приедете сначала, оказавшись на территории Польши. Потому что подтверждение брони из отеля потребуется для оформления визы.

3.Оформление визы

Визу в Польшу россиянам оформить нетрудно. Для этого нужно обратиться в посольство или консульство Польской Республики. Чтобы не стоять в очередях и не терять время в рабочие дни перед отпуском, закажите оформление визы у туроператора . Это не намного дороже, а если Вы едете всей семьей или большой компанией, возможны скидки на эту услугу, и за очень небольшие деньги Вы выиграете время и сбережете силы, которые пригодятся и для подготовки и для путешествия.

Самое приятное, что Польша входит в Шенгенскую зону, а это значит, что получив визу в Польшу, Вы можете проследовать в любую европейскую страну Шенгенского соглашения. Поэтому многие бывалые автотуристы облюбовали Польшу как идеальный старт для большого путешествия по Европе.

4.Необходимые для поездки документы

Итак, кроме визы, Вам необходимо:

Грин-карта и медицинская страховка для Республики Беларусь (покупается на границе Россия-Беларусь). Грин-карта и медицинская страховка для Польши (покупается на границе в Бресте).

Однако если Вы следуете через Польшу транзитом, медстраховка не обязательна. При отсутствии же медицинской страховки, въезжая на территорию Польши необходимо иметь по 300 злотых на человека в день (это около 75 евро).

Если с Вами следует ребенок, и Вы не родитель или второго родителя с Вами нет, то необходима нотариально заверенное разрешение на вывоз ребенка за границу.

Водительские права. Не обязательно международные. Достаточно российских.

Техпаспорт. Внимание! Обязательно должен присутствовать владелец автомобиля. Даже если он не за рулем. Но управление по доверенности при отсутствии владельца – не пройдет.

Машина: никакой тонировки, особенно на передних дверях. Запрещен въезд на шипованой резине. Не забудьте аптечку. И обязательно уберите антирадары и прочие хитрости. Польские дорожные полицейские этого Вам не простят.

5. Что еще взять с собой?

Важно: ограничения на ввоз табачной продукции и алкоголя. Чтобы не было проблем – лучше не брать с собой сигареты про запас. Бензин тоже – только в бензобаке. Нельзя ввозить некоторые виды продовольствия – мясо, например. Так что доешьте бутерброды перед переходом границы.

Деньги. Если есть медицинская страховка – 100 злотых на каждого в день (около 25 евро) – минимум. Возьмите с собой на неделю 1500 евро – Вам наверняка хватит на семью или небольшую компанию.

Карту автодорог Европы обязательно купите в Москве – в Польше её трудно найти.

6.Как ехать?

Из Москвы проще ехать по трассе М1 до самого Бреста. Переход границы - Брест-Тересполь. Здесь больше пограничников, а значит, и очередь быстрее движется. От Москвы до границы путь составляет 11-12 часов. Процедура перехода занимает от получаса до четырех часов – в зависимости от времени суток и дня (выходной, праздники, будни). Лучше всего переходить в 2-3 часа ночи – народу почти нет. Южнее Бреста есть переход в Домачево. Очереди там меньше, но и пограничников тоже мало, так что по времени получается и дольше, чем в самом Бресте.

На вопрос о цели поездки, отвечаете – туризм. Предъявляете загранпаспорт с визой. Как подтверждение из отеля покажите распечатку электронного письма.

И вот Вы в Польше. Осторожнее на узких польских трассах, соблюдайте правила дорожного движения и следуйте здравому смыслу. Мы надеемся, что эти советы сделают Ваше путешествие легче и позволят максимум внимания и времени уделить активному отдыху, ярким впечатлениям и чудесным открытиям. Счастливого пути!