Презентация экскурсия по одному из российских монастырей. Старейшие монастыри россии

«Зимний Дворец» - Вывод. Во время первой мировой войны во дворце был размещён военный госпиталь. А в 1725 году во дворце скончался император. Историческая ценность. Здание включало в себя около 1500 комнат. За столовой следовала Парадная опочивальня, ставшая через год Алмазным покоем. Зимний дворец представляет огромную ценность для нашей странны.

«Чудеса России» - 16, 9, 6, 18, 16 - 2, 1, 11, 12, 1, 13 4, 16, 18, 1 - 31, 13, 30, 2, 18, 21, 19 17, 6, 20, 6, 18, 4, 16, 22 5, 16, 13, 10, 15, 1 - 4, 6, 11, 9, 6, 18, 16, 3 19, 20, 16, 13, 2, 29 - 3, 29, 3, 6, 20, 18, 10, 3, 1, 15, 10, 33 23, 18, 1, 14 - 3, 1, 19, 10, 13, 10, 33 - 2, 13, 1, 8, 6, 15, 15, 16, 4, 16 14, 1, 14, 1, 6, 3 – 12, 21, 18, 4, 1, 15 – 10 – 18, 16, 5, 10, 15, 1 – 14, 1, 20, 30.

«Башни Нижегородского кремля» - Так и случилось. Ивановская башня. Крутой северный склон берега Волги неоднократно подвергался оползням. Смещение фундаментов кремлевских стен достигало 14 метров. Бой часовых колоколов звучал и как сигнал тревоги. Не потому ли и башня называется Коромысловой. Коромыслова башня. Архангельский собор.

«Архитектура XVIII» - 4. Адмиралтейство, арх. Зимний дворец, арх. Выполнил: Студент гр.ОС-91 Егоров Степан Проверила: Соколова Александра Григорьевна. Что привело к кризису стиля барокко, и предпочтения более реалистичной архитектуры. 7. Архитектура барокко середины XVIII века. Д. Трезини. 5. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

«Архитектура 14-16 веков» - Московская архитектура XVI века Церкви: шатровый стиль. Образцы светской архитектуры. Живопись. Феофан Грек. Архангельский собор. Каменное строительство. Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Русская живопись в XIV – XVI в.в. Архитектура в XIV веке. Успенский собор 1326-1327 годов был первым каменным храмом Москвы.

Юлия Щербакова
Урок-экскурсия (заочный) «Высоко-Петровский монастырь»

Тема урока : Высоко-Петровский монастырь .

Форма урока : урок – экскурсия .

Цель урока : способствовать формированию интереса у учащихся к истории Москвы и православным святыням.

Задачи :

Учебные :

Познакомить с ролью православных монастырей в истории государства;

Сформировать представление о монашеской жизни ;

Познакомить с архитектурным ансамблем монастыря .

Воспитательная :

Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию нашего государства.

Развитие универсальных учебных действий :

Развитие навыка построения устных речевых высказываний;

Развитие способности выделения морального содержания действия;

Развитие способности нравственно-духовного оценивания усваиваемого содержания.

Виды деятельности : диалог, экскурсия, рассказ учителя.

Основные понятия : монастырь , монах , постриг.

Методическое обеспечение : фотоаппарат, блокнот для записей, раздаточный материал (схема монастыря , план экскурсии,

Оборудование : проектор для показа презентации «Высоко-Петровский монастырь » , аудиоустройство для прослушивания аудиозаписи песни «Монастырь » .

Место проведения : Высоко-Петровский монастырь .

Адрес : 127051, Россия, город Москва, улица Петровка, дом 28/2. Тел.: 8(495) 621-37-30. Сайт : http://vpmon.ru/.

План урока

1. Организационный момент. Инструктаж по ПДД и правилам поведения в монастыре .

2. Сообщение темы урока .

3. Беседа с учащимися по прослушиванию аудиозаписи.

4. Постановка проблемного вопроса.

5. Обсуждение значения и роли монастырей в истории России .

6. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

7. Закрепление.

8. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сегодня у нас необычный урок : мы совершим экскурсию в монастырь , который дал название улице и бульвару. Мы посетим Высоко-Петровский монастырь .

3. Учитель : Прослушайте песню «Монастырь » и ответьте на вопросы :

О чем поется в песни?

Какие чувства вызывает у вас это музыкальное произведение?

Были ли вы в монастыре ?

Какие монастыри вы знаете в Москве ?

Как вы думаете, на какой улице расположен монастырь ?

Изучение нового материала

4. Проблемный вопрос : легко ли быть монахом ?

5. Монастырь имеет многовековую историю, с которой мы с вами сегодня познакомимся. Лучший способ знакомиться с историей монастырей – это совершать экскурсии. Монастырь - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище» . Это религиозная община монахов и монахинь , представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория. Монастырем управляет игумен или игуменья.

Роль монастырей на Руси невозможно переоценить. И главная их заслуга перед русским народом в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях велись летописи , донесшие до наших дней сведения обо всех знаменательных событиях в истории русского народа. Процветали в монастырях иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений.

Монастыри значительную часть своих доходов тратили на благотворительные цели. При обителях существовали богадельни, больницы, сиротские приюты, школы, семинарии. Монастыри сыграли также большую роль в обороне и формировании духовности и в культурном развитии русского народа.

Монах - это служитель Богу, добровольно решивший уединится от соблазнов мира и давший обеты нестяжания, безбрачия, непрестанной молитвы и послушания. Принимая монашеский постриг , человек отказывается от своей личной воли, ему дают новое имя. Одежда монахов имеет символическое значение (ряса, подрясник, пояс, мантия, четки, камилавка, клобук) . Черное облачение является символом покаяния, плача о своих грехах и отказа от мира.

Существует три чина пострига :

1. В рясофор (или иночество) ;

2. В мантию (малую схиму) ;

3. В схиму (в великую схиму) .

1. Знакомство с архитектурным ансамблем монастыря .

Слайды №1,2.

От площади Петровских ворот открывается вид на монастырь – это один из древнейших монастырей в городе Москве и история обители связана с образованием Московского княжества.

Иван Калита, озаботившийся объединением вокруг Москвы русских земель, предложил митрополиту Киевскому и всея Руси Петру перенести в окрестности города из Киева митрополитничью кафедру, на что патриарх ответил согласием.

Место под Высоко-Петровский монастырь выделили на берегу реки Неглинки у села Высокое . Первым культовым зданием, построенным на этом месте, стал деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Первоначально монастырь звался Петропавловским.

В 1326 году митрополит Петр умирает. Местом его упокоения стал Успенский собор в Кремле. Через некоторое время паломники, посещавшие его могилу, заговорили о случаях исцеления от различных хворей. Основываясь на этих фактах, Константинопольский Вселенский собор причислил патриарха к лику святых в 1339 году.

Слайд№3, 4.

Учитель : Мы с вами направляемся в монастырь . /Напомнить ребятам о правилах поведения. / Подойдем к Святым воротам.

При входе в монастырь с улицы Петровки в 1690-1696 годах были сооружены Святые врата с надвратным храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Здание состоит из трех частей. Нижний ярус - Святые ворота - служит главным въездом на территорию монастыря . Во втором ярусе размещена церковь Покрова - молельня настоятелей монастыря . Над храмом возвышается ажурная двухъярусная звонница с луковичной главкой. Каменная колокольня архитектурно завершила западную сторону монастырского ансамбля . Святые ворота были построены по повелению Петра I, который хотел увековечить память о своих родственниках погибших во время стрелкового бунта.

В мире нет ни одного храма, внутреннее убранство которого было бы целиком выполнено из керамики. Покровский храм уникален : здесь престол, иконы, лампады, паникадило и алтарь сделаны из керамических плиток. По благословению Святейшего патриарха Алексея II все освященные вещи и предметы для храма выполнил художник Г. В. Куприянов.

Слайды №5, 6.

От колокольни пройдем направо к небольшому краснокирпичному одноглавому собору Петра Митрополита. Мы с вами в центре монастыря .

Собор святителя Петра Митрополита Московского – главный храм монастыря – был основан на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла, которую после смерти и канонизации митрополита Петра в 1339 году переосвятили в его честь.

В 1514 году старая деревянная церковь была разобрана, и на ее месте итальянский архитектор Алевиз (Новый) Фрязин, выстроил новый каменный столповой собор, освященный уже во имя святителя Петра, Митрополита Московского.

В 1690 г., через год после отстранения от власти царевны Софьи, собор Петра был обновлен в стиле нарышкинского барокко и торжественно освящен в присутствии царя Петра Алексеевича. После чего монастырь стал именоваться Высоко-Петровским . В то же время были расписаны стены монастыря , дожившие до наших дней.

Обратите внимание на архитектуру собора – это столпообразный, восьмилепестковый храм, который венчает двухъярусный шлемовидный купол с крестом.

Расцвет Высоко-Петровского монастыря в XVII веке связывают с покровительством знатного рода бояр Нарышкиных, которые приходились родственниками по материнской линии будущему императору Петру I. Дело в том, что их владения располагались рядом с монастырскими стенами . Нарышкинские палаты вошли в комплекс местных зданий, и обитель стала любимым молитвенным местом семьи. Часто бывала здесь и мать Петра 1 Наталья Кирилловна.

В 1694 году монахи Боголюбского монастыря преподносят юному Петру икону – список чудотворного образа Боголюбской иконы Богоматери, в честь которой будущий император повелел в 1684 году построить одноименный храм. Культовое сооружение стало усыпальницей рода бояр Нарышкиных. Под его сводами покоятся 18 родственников великого Петра I.

Слайд №8.

На территории монастыря , по соседству с Боголюбской церковью, возвышается небольшая часовня, установленная над могилой Кирилла Нарышкина.

Слайд №9.

По другую сторону от собора Петра Митрополита стоит очень похожее на Боголюбскую церковь храмовое здание, также увенчанное пятиглавием. Это собор во имя преподобного Сергия Радонежского, построенный в 1690-1694гг в память спасения Петра I от стрелков за стенами Троице- Сергиевского монастыря в 1689г . Прототипом для этого храма послужила трапезная церковь в Троицкой обители.

Слайд №10.

Напротив входа в собор Петра стоит миниатюрная церковь, построенная 1740-1750 гг. на средства потомков Нарышкиных в честь Толгской иконы Божией Матери. Праздник этой иконы приходится на 21 августа, именно в этот день в 1689г. Петр I бежал из Москвы под защиту Троице-Сергиева монастыря . В память об этом событии храм был назван Толгским.

Слайд №11.

В XVIII веке над южными вратами возводится надвратный храм святого Пахомия Великого. В1914 году церковь переосвятили во имя апостолов Петра и Павла.

Слайды №12,13.

Украшением Высоко-Петровского монастыря является корпус братских келий. Арочная галерея-гульбище окаймляет высокое двухэтажное здание со двора, а окна второго этажа украшены красивыми колончатыми наличниками. Особенно впечатляет келейный корпус со стороны Петровки.

2. Закрепление.

Наша экскурсия подошла к концу. Благодарю вас за участие в уроке -экскурсии и внимание к предъявленной теме.

Подведем итоги.

1. Проблемный вопрос : как вы думаете, легко ли быть монахом ? (Ответы учащихся)

2. Работа с терминами и их определением

Как называется настоятель монастыря ? (Игумен)

Вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых. (Трапеза)

Строгие обязательства монаха . (Обет)

Облачение, окутывающее все тело в знак жизни под Божией защитой? (Мантия)

3. Назовите храмы на территории монастыря . (Ответы учащихся)

4. Где расположен храм Покрова Богородицы? Почему он называется надвратным? (Ответы учащихся)

8. Домашнее задание.

Провести экскурсию для родителей по Высоко-Петровскому монастырю по составленному плану (смотри раздаточный материал) .

Литература, источники

Московский институт открытого образования, лаборатория истории, культуры и религий. Курсы повышения квалификации учителей по ОРКСЭ, ОПК http://mioo.seminfo.ru/course/

Методические материалы по Основам православной культуры. http://wiki.iteach.ru/index.php/Основы_православной_культуры

12 уроков Православия . http://www.12urokovpravoslavia.ru/index.html

Методическое пособие к учебнику О. Л. Янушкявичене, Ю. С. Васечко, протоирея Виктора Дорофеева, О. Н. Яшиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», М., 2014

Смирнов Е. И., История христианской церкви, М., 2007

Тихон (Полянский, иером. Путешествие в историю русских монастырей . М., 2007

Соловецкий мужской монастырь – независимая обитель Русской православной церкви. Находится она в Белом море на Соловецких островах. Основание монастыря приходится на 40-е годы XV ст., когда преподобный Зосима со своим товарищем облюбовали Большой Соловецкий остров в качестве места жительства. Такой выбор он сделал не случайно – преподобному привиделась церковь небывалой красоты.

Распознав свой сон как знак свыше, Зосима приступил к строительству деревянного храма с приделом и трапезной. Его возведением он чествовал Преображение Господне. Через небольшой промежуток времени Зосима и Герман выстроили церковь. С появлением этих двух построек, ставших в дальнейшем основными, и началось обустройство монастырской территории. Впоследствии архиепископом Новгородским обители был выдан документ, подтверждающий ее извечную собственность на Соловецкие острова.

Свято-Введенская Оптина пустынь – это ставропигиальный монастырь, служителями которого являются мужчины-иноки. Его создателем был разбойник Опта, или Оптия, который в конце XIV в. раскаялся в содеянных поступках и принял иночество. Как священнослужитель он был известен под именем Макарий. В 1821 г. при обители был обустроен скит. В него заселялись так называемые пустынники – это люди, проведшие много лет в полном уединении. Наставником монастыря был «старец». Со временем Оптина пустынь превратилась в один из ведущих духовных центров. Благодаря многочисленным пожертвованиям ее территория пополнилась новыми каменными зданиями, мельницей и земельными угодьями. Сегодня монастырь считается историческим памятником и имеет иное название – «Музей Оптина пустынь». В 1987 г. он вошел в список объектов Русской православной церкви.

Новодевичий женский монастырь, возведенный в XVI в., в то время располагался на Самсоновом луге. Ныне эта местность называется Девичьим полем. Соборный храм при монастыре строился по подобию Успенского собора – «соседа» Московского Кремля. Монастырские стены и башни сооружались в XVI – XVII вв. В целом архитектура обители передает стиль «московское барокко». Своей известностью монастырь обязан семейству Годуновых. Здесь до избрания на царствование вместе со своей сестрой Ириной проживал Борис Годунов. Ирина Годунова приняла постриг с именем Александра и проживала в отдельных палатах с деревянным теремом. В конце XVI ст. территория монастыря пополнилась каменными стенами и дюжиной башен. Своим видом они напоминали кремлевские постройки (в стенах стояли квадратные башни, а по углам – круглые). Их верхние части были отделаны зубцами. Сегодня Новодевичий монастырь совмещает и музей, и обитель.

Кирилло-Белозерский монастырь раскинулся на берегу Сиверского озера. Своим появлением он обязан преподобному Кириллу, основавшем его в 1397 г. Строительство начиналось с обустройства кельи-пещеры и установки над нею деревянного креста. В том же году состоялось и освещение первой святыни – ею был деревянный храм, отстроенный во имя Успения Пресвятой Богородицы. К 1427 г. в обители числилось около 50 монахов. В первой половине XVI в. у монастыря начинается новая жизнь – в него на богомолье стали регулярно съезжаться все московские вельможи и цари. За счет их богатых пожертвований иноки быстро застроили обитель каменными постройками. Ее главной достопримечательностью считается Успенский собор. Появившийся в 1497 г., он стал первым каменным зданием на Севере. Разнообразным архитектурным изменениям монастырский комплекс подвергался до 1761 г.

Валаамский монастырь – ставропигиальное учреждение Русской православной церкви, занявшее острова Валаамского архипелага (Карелия). Первые упоминания о нем встречаются в летописях XIV в. Так, «Сказание о Валаамском монастыре» информирует о дате его основания – это 1407 г. Уже через пару столетий в обители проживало 600 душ монахов, однако из-за многократных вторжений шведских войск остров стал приходить в упадок. Еще через 100 лет территория монастыря начала заполняться келейными корпусами и вспомогательными помещениями. Но главными постройками монастырского двора являлись Успенская церковь и Спасо-Преображенский собор. Желая сотворить из собственной обители Новый Иерусалим, валаамские подвижники использовали при обустройстве ее участков названия периода Нового Завета. За годы своего существования монастырь претерпевал множество изменений, и поныне он остается одним из привлекательных исторических памятников России.

Александро-Невская Лавра заложена в 1710 г. в месте соединения реки Монастырки с Невой. Решение о ее строительстве было принято самим Петром I, пожелавшим увековечить на этой местности победу над шведами в 1240 и 1704 гг. В XIII в. с полчищами шведов воевал Александр Невский, поэтому за благие дела перед Отечеством он впоследствии был канонизирован. Построенный в его честь монастырь в народе прозвали Александровым храмом, и с его сооружения началось расширение территории Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, или Лавры. Примечательно, что монастырские корпуса располагались «покоем», т.е. в форме буквы «П» и украшались по углам церквями. Озеленение двора представляло собой сад с цветником. Главным праздником Лавры признан день 12 сентября – именно в эту дату в далеком 1724 г. были перенесены святые мощи Александра Невского.

Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра основана в первой половине XIV ст. преподобным Сергием Радонежским, сыном обедневшего дворянина. По замыслу священнослужителя монастырское подворье обустраивалось в виде четырехугольника, в центре которого над кельями высился деревянный Троицкий собор. Ограждением обители служил деревянный тын. Над вратами располагалась небольшая церквушка, чествующая св. Дмитрия Солунского. Позднее такой архитектурный план переняли все остальные монастыри, что подтверждало мнение о том, будто Сергий являлся «начальником и учителем всех монастырей на Руси». Со временем у Троицкого собора появилась Свято-Духовская церковь, здание которой объединяло в себе храм и колокольню («иже под колоколы»). С 1744 г. величественный монастырь переименован в Лавру.

Спасо-Преображенский мужской монастырь – иноческая обитель в Муроме, основанная князем-страстотерпцем Глебом. Получив город в удел, он не желал селиться среди язычников, поэтому принял решение об обустройстве княжеского двора выше течения Оки. Выбрав подходящее место, Глеб Муромский выстроил на нем свой первый храм – так он увековечил имя Всемилостивого Спаса. Позднее он дополнил его монашеской обителью (помещение использовалось в целях просвещения муромского народа). Согласно летописи, «монастырь Спаса на бору» появился в 1096 г. С тех пор в его стенах побывали многие священнослужители и чудотворцы. Со временем на территории обители появился Спасский собор – через его возведение Иван Грозный увековечил дату взятия Казани. Для обустройства помещения нового храма царь выделил иконы, церковную утварь и литературу, одежду для служителей. Покровский храм с палатами, пекарней, мукосейней и поварней был построен во второй половине XVII в.

Серафимо-Дивеевский монастырь – женская обитель, основанная во 2-й половине XVIII ст. На собственные средства матушки Александры сначала был заложен фундамент Казанской церкви. Ее освящением по мере окончания строительства занимался Пахомий – мастер, известный сооружением Саровской пустыни. Помещение церкви было оборудовано 2 приделами – во имя архидиакона Стефана и Святителя Николая. Затем в Дивеево появились Троицкий и Преображенский соборы. Последний сооружался на солидные пожертвования, ведь в его конструкции впервые применялся железобетон (ранее такой материал при строительстве святынь не использовался). Но главным храмом здесь считается Троицкий собор, в котором покоятся мощи Серафима Саровского. Все желающие получить благодатную помощь и исцеление специально собираются у раки с мощами преподобного.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.